Бизнес-сообщество просит ввести в российских вузах новую специальность.
Ассоциация интернет-разработчиков попросила Минобрнауки РФ ввести в российских вузах обучение по специальности «интернет-маркетолог», так как потребность продвижения товаров в интернете растет, а такие кадры готовят только на специализированных кратковременных курсах. Российские компании подтвердили необходимость таких профессионалов. Минобрнауки заявляет о готовности рассмотреть предложение бизнесменов, сообщает Коммерсантъ.
Ассоциация интернет-разработчиков подготовила коллективное письмо в Министерство образования и науки России и попросила ввести новую специальность в российских вузах — интернет-маркетолога, то есть специалиста по продвижению товаров и услуг в интернете. Сейчас такие кадры государство не готовит, отсутствуют государственные стандарты работы в этой профессии и критерии компетенции таких специалистов, отмечают в организации.
«Государство и бизнес все больше заинтересованы в том, чтобы продвигать свои товары и услуги, доводить информацию до потребителей и получать обратную связь от населения через интернет. На сегодняшний день в России пользуются интернетом 73 млн человек, из которых 40 млн совершают покупки через всемирную паутину. За минувший год рынок интернет-торговли в нашей стране вырос на 31%, а рынок интернет-рекламы — на 20%»,— отмечается в письме, которое подписали также представители Гильдии информационных технологий и цифровых коммуникаций при Московской торгово-промышленной палате и Ассоциации интерактивных агентств.
Ассоциация интернет-разработчиков создана в 2009 году, ее учредителями стали 14 отечественных веб-студий, например «Ферт», СКАИД, Web-Classic. Ассоциация в 2011 году предложила отраслевой стандарт веб-разработки, который поддержали Microsoft и Российская ассоциация электронных коммуникаций. Сейчас он работает в рекомендательном порядке. Также ассоциация выступает с инициативой страхования веб-проектов.
Ассоциация интернет-разработчиков напоминает, что около 30% государственных услуг предоставляется в электронном виде в 2015 году, а к 2019 году этот объем планируется увеличить до 70%, что потребует квалифицированных кадров. По данным ассоциации, в 2015 году на 6% увеличилось количество работодателей, которые нуждаются в интернет-маркетологах: в 2014 году о потребности в таких специалистах заявляли 76% компаний, а в 2015 году — уже 82%. Это связывается, в частности, с экономической ситуацией в стране: ряд компаний был вынужден уйти в интернет.
Один из крупнейших онлайн-магазинов России, компания «Юлмарт», подтвердил, что необходимость в интернет-маркетологах на российском рынке высока. Руководитель департамента привлечения персонала и внутрикорпоративных коммуникаций компании Ольга Бакланова рассказала “Ъ”, что подобрать «качественного специалиста в области интернет-маркетинга действительно непросто».
Глава комитета обучения Ассоциации интернет-разработчиков Екатерина Шукалова заявила корреспонденту “Ъ”, что на обучение одного интернет-маркетолога компания может потратить до 300 тыс. руб.: стоимость курсов колеблется от 20 тыс. до 50 тыс. руб., а для достижения необходимой квалификации таких курсов нужно три-пять. «Разница между профессиями маркетолога и интернет-маркетолога существенна: маркетологу для работы на этой должности нужны знания, связанные с техникой, программированием, интернет-технологиями. Я не могу взять маркетолога и сразу его кинуть на амбразуру интернет-маркетинга»,— отмечает госпожа Шукалова. Человек технической специальности, по ее словам, также не справится на этой должности без гуманитарной базы.
Представители компании «Яндекс» также считают, что сейчас на рынке мало специалистов, которых не нужно обучать дополнительно после приема на работу. «Умению работать с инструментами, со сложными продуктами и с многомиллионной аудиторией можно и нужно обучить внутри компании. Но нужно и знание маркетинга как профессиональной области, инструментов, которыми оперируют такие эмпирические науки, как социология, статистика, чтобы уметь грамотно составить и провести эксперимент, прочитать статистические данные»,— сообщил “Ъ” представитель «Яндекса». Среди требований к претендентам значится умение решать аналитические задачи: оценивать эффективность каналов привлечения трафика и рекламных кампаний, анализировать поведение посетителей сайта, выделять сегменты аудитории, работать над повышением удобства использования.
Представители Минобрнауки сообщили “Ъ”, что министерство готово рассмотреть предложение о введении новой специальности при его поступлении. «Министерство всегда рассматривает подобные инициативы с обязательным привлечением экспертного сообщества (профильные вузы, ассоциации работодателей сферы, от которой исходит инициатива)»,— сказал “Ъ” представитель ведомства. Он отметил, что маркетинг присутствует в укрупненной группе специальностей и направлений подготовки, при этом на уровне бакалавриата у вузов есть механизмы внесения до 50% изменений в образовательный процесс, что позволяет выстраивать его под запросы работодателей.