Темп падения рекламного рынка замедляется, хотя отрицательная динамика сохраняется.
Если за первые два квартала общие расходы на рекламу снизились на 15-17%, то в третьем лишь на 8%. Такие цифры приводит экспертная комиссия Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), сообщает Российская газета.
За первые три квартала 2015 года общие расходы на рекламу достигли почти 209 млрд руб. без НДС.
Объем региональной рекламы по четырем медиасегментам - телевидению, радио, прессе и наружной рекламе составил 29,8-30 млрд руб. без НДС, что ниже аналогичного показателя прошлого года почти на 24%.
"Рекламному рынку удалось избежать обвального падения в этом году, а в третьем квартале появились позитивные признаки движения. Но его дальнейшее восстановление будет зависеть от стратегии рекламодателей", - сказал Алексей Ковылов, президент АКАР, на конференции "День Бренда" в Торгово-промышленной палате (ТПП РФ). Он обратил внимание, что поддержать рост рынка возможно только в условиях предсказуемого законодательного пространства.
Эксперты сходятся во мнении, что законотворчество серьезно ограничивает развитие рынка. Спорные законодательные инициативы, в частности поправки к Закону "О рекламе", способны потянуть рынок вниз. "На рассмотрении Госдумы сегодня находятся более 20 законопроектов, которые предусматривают внесение поправок в закон. 18 из них носят запретительный или ограничительный характер", - отметил Алексей Ковылов.
Владимир Евстафьев, вице-президент АКАР, рассказал, что во всех отраслях медиа присутствует значительный спад, причина - чрезмерное введение ограничений. Кабельное и спутниковое телевидение показало в обоих кварталах отрицательную динамику (-20%) из-за запрета размещения платной рекламы.
Для радио первое полугодие оказалось стабильным, а вот у прессы дела совсем плохи. "Ничто так не мешает рекламе как законотворчество. Больше всего убытков у рекламных изданий. Но и у наружной рекламы, которая просела на 27%, тоже не все гладко. Причем московские проблемы этой сферы перекочевали в регионы. Единственный сектор, который с начала года показал прирост, Интернет", - заключил эксперт.
Давид Якобашвили, председатель некоммерческого партнерства "Содружество производителей фирменных торговых марок "РусБренд", напомнил о последних ограничениях на рынке: запрет на рекламу табачных изделий, алкогольной продукции и призывы с начала года ограничить рекламу безрецептурных медицинских препаратов, жирных, сладких, соленых продуктов. "Чем выше степень рекламных ограничений, тем меньше знаний о продукте получает потребитель. Все это облегчает доступ на рынок контрафактной и некачественной продукции, не позволяет легальному производителю защитить потребителя от подделки", - отмечает Давид Якобашвили.
По его словам в условиях импортозамещения и развития отечественного производства важную роль играет создание сильных национальных брендов в различных отраслях. "Можем ли мы создать такие бренды в условиях постоянных ограничений в рекламной отрасли, когда производителей последовательно лишают добросовестно и открыто конкурировать, в том числе с ведущими глобальными брендами?" - задается вопросом Якобашвили.
Михаил Райбман, директор по кросс-медиа исследованиям компании "TNS Россия", говорит, что рынок рекламы может стимулировать и сдерживать спрос на товары, влияя на экономику страны. Увеличение ВВП связано с объемами затрат на рекламу. В развивающихся странах доля рекламных затрат колеблется в пределах 1-3%, в России всего 0,5%. "Реклама - это зеркало экономики. Она влияет на потребительский рынок и может стимулировать продажи. Чем выше доля затрат на рекламу, тем выше уровень потребления в ней. Запрет на рекламу табака и алкоголя был одним из факторов снижения потребления этих товаров", - говорит Михаил Райбман