«Яндекс» выделит свои сервисные подразделения, приносящие ему нерекламный доход, в отдельные компании.
Изменения коснутся сервисов «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Вертикали». Реорганизация пройдёт в 2016 году, сообщает РБК.
Сервисы получат операционную независимость, но по-прежнему будут консолидироваться в отчётности материнской компании. Как пояснили РБК в «Яндексе», выделение поможет диверсифицировать риски и снизить рекламную составляющую в структуре выручки поисковика.
Сейчас она составляет почти 99%. В компании планируют, что через несколько лет выручка двух новых бизнес-единиц достигнет «десятков процентов» выручки материнской компании.
В «Яндекс.Вертикали» войдут все сервисы объявлений поисковика: «Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость», «Яндекс.Работа» и «Яндекс.Путешествия».
С 1996 года «Яндекс» работает на рынке объявлений о покупке и продаже машин, создан сервис «Яндекс.Авто». В 2014 году компания купила старейший российский сервис автообъявлений Auto.ru. Сделка обошлась в 175 млн долларов. Весной-летом 2016 года «Яндекс» собирается закончить объединение двух своих автомобильных проектов под брендом «Авто.ру». В планах компании — продолжать увеличивать долю нерекламных доходов сервиса за счёт платных объявлений. Сейчас такой доход составляет более половины выручки сервиса, отмечают в «Яндексе».
В 2010 году появился агрегатор объявлений о продаже и аренде недвижимости «Яндекс.Недвижимость». В конце 2014 года сервис начал напрямую принимать объявления от пользователей и брать комиссию за размещение объявлений риелторов. После этого часть сервисов, которые «Яндекс» до этого агрегировал — например, Cian.ru, — перестали с ним сотрудничать. В конце 2014 года «Яндекс» также запустил агрегатор предложений застройщиков о продаже квартир в новостройках. Сейчас объявления в этом сегменте приносят 30% от общей выручки «Яндекс.Недвижимость».
Сервис «Яндекс.Работа» остаётся классическим агрегатором, работающим с профильными сайтами (HH.ru, Superjob.ru, Job.ru и др.). Он будет зарабатывать только на рекламе.
Весной 2015 года «Яндекс» запустил сервис «Яндекс.Путешествия». Он агрегирует предложения пакетных туров более 60 крупнейших туроператоров, которые платят «Яндексу» комиссию с каждой проданной путёвки и за размещение информации о турах.
Новая компания «Яндекс.Вертикали» может составить конкуренцию основному игроку на рынке онлайн-объявлений в России — Avito. В третьем квартале 2015 года компания заработала 1,75 млрд рублей (рост на 56% год к году), а по итогам девяти месяцев — 4,5 млрд рублей. Аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что выручка сайта по итогам 2015 года должна составить 6,5 млрд рублей, а к 2020 году Avito станет лидером российского рынка в категории general classifieds и займёт 98% рынка.
На второй сервис, который выйдет из структуры поисковика, — «Яндекс.Такси» — приходится большая часть выручки компании по статье отчётности «другое». Эта статья отражает нерекламную часть дохода «Яндекса». За девять месяцев 2015 года выручка по ней составила 1 млрд рублей из 41,7 млрд общего объёма.