Законопроект будет направлен в правительство в марте, а в Госдуму — в мае.
По информации Известий, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в этом году все-таки намерена добиться законодательного закрепления 20% рынка наружной рекламы за представителями малого и среднего предпринимательства. Подготовленными ведомством поправками в законодательство предлагается обязать организатора торгов выставлять на тендеры для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 20% от общего количества мест установки рекламных конструкций.
Первоначальный проект документа с поправками в ФЗ «О рекламе» и КоАП был подготовлен еще в 2013 году, однако несколько раз отправлялся на доработку. Последний раз об этих поправках говорили летом прошлого года, когда Совет при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства рассмотрел и одобрил документ, однако впоследствии он вновь был отправлен на пересмотр. Сейчас же, согласно утвержденным планам законопроектной деятельности правительства на 2016 год (есть в распоряжении «Известий»), поправки ФАС должны быть представлены в правительство уже в марте, а в мае — в Госдуму.
— Этот законопроект о том, о чем мы уже года два говорим, — о закреплении некой доли для субъектов малого и среднего предпринимательства при проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, — сообщила «Известиям» заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина, отметив, что поправки могут вступить в силу уже в этом году.
Как отмечают в ФАС, в настоящее время в сфере распространения наружной рекламы субъекты малого и среднего предпринимательства принимают участие в торгах на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на равных с субъектами крупного предпринимательства, не получая какой-либо поддержки со стороны государства, что в большинстве случаев приводит к невозможности выиграть торги на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и, соответственно, к исчезновению субъектов малого и среднего предпринимательства из сферы распространения наружной рекламы.
— Из сферы распространения наружной рекламы исчезают представители малого и среднего предпринимательства, что ведет к сокращению рабочих мест, необходимости субъектам малого и среднего предпринимательства перепрофилировать свой бизнес или прекращать занятие предпринимательской деятельностью, — поясняют в антимонопольной службе.
Участники рынка неоднозначно отреагировали на возможные изменения. Представители малого и среднего бизнеса отмечают, что мера принимается с запозданием и вряд ли серьезным образом отразится на рынке наружной рекламы.
Член правления Ассоциации малых предприятий наружной рекламы Александр Ружинский пояснил, что инициативу, безусловно, приветствует, потому что у многих компаний есть собственные производящие мощности, что позволяет им изготавливать и монтировать объекты самостоятельно, то есть без дополнительных затрат.
— Если город предоставит таким предприятиям возможность забирать места на торгах, это поддержит предпринимателей. Думаю, что малый и средний бизнес должен занять сегмент уличной мебели, малые форматы, постеры и пр. Думаю, именно в этом сегменте наши предприятия будут чувствовать себя уверенно, — отметил он, добавив, что исторически в сегменте сложилась неблагоприятная атмосфера для небольших компаний из-за того, что основные игроки практически не менялись.
Генеральный директор рекламного агентства «Гаврилоф Бразерс» Александр Каспирович, компания которого была оператором услуги в Москве до последних торгов, сравнил попытки ФАС оживить рынок наружной рекламы с реанимационными мероприятиями, проводимыми в морге.
— Хорошая новость, но запоздала года на четыре. В Москве рынок разрушен, скомпрометирован в глазах рекламодателей, и эта мера бесполезна. Весь малый бизнес в кювете, — считает он.
Александр Каспирович добавил, что не совсем понятно, откуда ФАС намерена взять 20%. По его мнению, если это будут новые территории, то их качество, а значит, и цена, скорее всего, не удовлетворят интересы бизнеса. По его словам, рекламодатели ушли от формата наружной рекламы на радиорекламу и в интернет.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем рынка наружной рекламы по итогам девяти месяцев 2015 года составил 24,1–24,3 млрд рублей (за вычетом НДС), что на 25% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. В целом российская отрасль рекламы заработала за три квартала 209 млрд рублей. Это на 14% меньше, чем в прошлом году.
Крупнейшими игроками рынка остаются известные не первый год компании, в числе которых Russ Outdoor, Gallery и группа компаний «Постер».