Второй по величине оператор наружной рекламы в Москве теряет деньги на платежах в муниципальный бюджет.
Чистый убыток ООО «ТРК» в прошлом году вырос по сравнению с 2014 г. сразу в 8 раз до 1,8 млрд руб., следует из базы данных «СПАРК-Интерфакс».
ТРК входит в автохолдинг «Гема», это второй по количеству конструкций оператор наружной рекламы в Москве после Russ Outdoor.
Выручка оператора в прошлом году увеличилась в 7 раз до 1,13 млрд руб. Заместитель гендиректора ТРК Гюля Коган настаивает, что реальный размер убытка компании меньше, а выручка – больше, сообщают Ведомости.
Конкретные цифры она не называет и разницу с данными «СПАРК-Интерфакса» не объясняет (эта база получает сведения от Росстата, а тот – от самих компаний).
По данным «Эспар-аналитик» (оценивает рынок наружной рекламы в России), в прошлом году ТРК продала рекламы на 1,26 млрд руб., говорит гендиректор этой аналитической компании Андрей Березкин.
В 2014 г. рынок наружной рекламы в Москве по сравнению с предыдущим годом уменьшился на 3,1% до 15 млрд руб. В прошлом году рекламодатели потратили на щиты в столице еще на 11,4% меньше, или 12,9 млрд руб., подсчитывала ранее «Эспар-аналитик».
Основная причина убытков оператора – платежи в бюджет Москвы за аренду мест под рекламные конструкции, поясняет Коган. В 2013–2014 гг. власти столицы разыграли на двух тендерах 8806 мест под установку щитов и других рекламных конструкций. Общее количество конструкций в городе при этом уменьшилось, а платежи операторов, напротив, резко выросли. Операторы пообещали выплатить в московский бюджет более 100 млрд руб. в течение 10 лет – в 6 раз больше, чем город получил за предыдущие 10 лет. Чтобы компенсировать рост платежей, они были вынуждены поднять цены.
Оператор ТРК был создан в 2013 г. специально для участия в столичных тендерах. Это вторая дочерняя компания «Гемы», которая стала заниматься наружной рекламой. В 2011 г. «Авто селл», «дочка» «Гемы», выиграла конкурс Московского метрополитена на размещение рекламы в подземке, пообещав выплатить в течение пяти лет около 15 млрд руб.
На первом аукционе ТРК активно торговалась, рассказывали «Ведомостям» сотрудники других операторов, участвовавших в конкурсе: они считали, что во многом именно из-за ТРК итоговая стоимость контрактов оказалась такой высокой. Тогда оператор получил 160 мест и пообещал ежегодно выплачивать за них 56,7 млн руб. В 2014 г. ТРК выиграла еще 1316 мест по первоначальной цене, за которые должна была платить 2,04 млрд руб. в год. Уже в 2014 г. оператор должен был заплатить городу за первый и десятый годы контракта, т. е. больше 4 млрд руб. В начале 2015 г. департамент СМИ и рекламы сообщал, что платеж был проведен. Финансовая отчетность ТРК за 2014 г., опубликованная в «СПАРК-Интерфаксе», не отражает таких расходов.
В конце 2015 г. операторы должны были перевести в городскую казну следующий платеж, при этом департамент СМИ сделал компаниям скидку на неиспользующиеся места. Скидка для ТРК была самая большая: ее платеж был снижен в 1,5 раза до 1,2 млрд руб. Всего расходы ТРК в прошлом году составили 2,7 млрд руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Также в отчетности указано, что в 2015 г. компания выплатила более 750 млн руб. в виде процентов. Чтобы расплатиться с городом, ТРК привлекала кредит банка «Открытие», объясняла прежде Коган «Ведомостям».
По словам Березкина, из почти 1500 мест ТРК использует не более 700–800 и половина установленных на этих местах щитов стоит без рекламы. Он указывает, что у других операторов также есть проблемы с заполняемостью конструкций, но не настолько серьезные, как у ТРК.
Бизнес другого оператора «Гемы» тоже оказался не слишком рентабельным: весной 2015 г. «Авто селл» стала задерживать платежи метрополитену, многие щиты в подземке пустовали, в итоге метрополитен расторг договор с этой компанией.
var _acic={dataProvider:100};(function(){var e=document.createElement("script");e.type="text/javascript";e.async=true;e.src="//www.acint.net/aci.js";var t=document.getElementsByTagName("script")[0];t.parentNode.insertBefore(e,t)})()