Председатель комиссии Общественной палаты по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций Дмитрий Бирюков предложил обязать интернет-поисковики отчислять средства СМИ за показ их материалов.
Об этом он высказался на расширенном заседании Комитета Госдумы по информационной политике,сообщают РИА Новости.
«Во всех европейских странах сегодня фактически существует в той или иной мере законопроект либо законы, которые фиксируют, что публикация в поисковике или на сайте какой-то информации была в газете или журнале, и эта газета или журнал получает фиксированную сумму.
В Испании, например, приняли законопроект, когда Google отчисляет 7 процентов от своего дохода в стране испанским средствам массовой информации», — сказал Бирюков.
По его мнению, таким образом будет реализовываться дополнительная поддержка российских медиа.
«Я считаю, что это может быть предметом закона, который дал бы российским СМИ необходимую сумму денег, которая могла бы пойти на финансирование подписки либо розницы в нужных регионах», — отметил он.
Бирюков добавил, что Европейский союз уже подготовил соответствующие рекомендации для стран-участников. Они направлены на унификацию с 2016 года всех законодательств в этом направлении и на то, чтобы иностранные поисковики платили региональным СМИ, если они их упоминают.
Принятый в Испании в июле новый закон получил неофициальное название Google Tax (налог на Google) и требует взимать плату с агрегаторов новостей, таких как Google News, которые показывают у себя фрагменты материалов СМИ. При этом не важно, имеет ли сервис разрешение от издателей или нет.
В связи с новым законодательством Google пришлось закрыть свой новостной сервис в Испании по причине невозможности отчисления выплат, так как компания не размещает рекламу на Google News, следовательно, не получает дохода с него.
C давлением в этом вопросе со стороны европейских издателей Google сталкивается в последнее время все чаще. Так, немецкий закон предписывает поисковику показывать в своем агрегаторе только ссылку на статью и заголовок, но при этом не обязывает компанию платить за такую услугу.
Аналогичные новостные сервисы есть и у российских поисковиков, таких как «Яндекс», Mail.ru, Rambler.