Прошли времена, когда для заказа визиток приходилось ехать в соседний город и еще полмесяца ждать, пока их изготовят. Да и цены из кусачих превратились во вполне посильные для любой мелкой фирмы или частного предпринимателя. Сейчас практически в каждом городе можно заказать
визитные карточки за 7-15 центов и уже через пару дней получить готовую продукцию. Такие изменения обусловлены, прежде всего, бурным развитием полиграфических технологий, появлением нового оборудования и материалов. Именно об этом и пойдет речь в этом разделе.
Визитные карточки, как и любая другая полиграфическая продукция, могут быть изготовлены различными способами. Прежде, чем рассматривать разные технологии, подчеркнем общие признаки, характерные для основной массы визиток:
1.
Визитные карточки имеют стандартный маленький формат 50х90 мм (исключение - США, где принят дюймовый формат 2 х 3 1/2", или 51 х 89 мм). Находят применение складные карточки, имеющие такой формат в сложенном состоянии.
2. Визитки, как правило, печатаются малыми тиражами 50-200 экземпляров каждого вида. Некоторые типографии накладывают своим клиентам дополнительное требование, чтобы суммарный заказ был не менее 500 штук.
3. Для их изготовления обычно используется плотная бумага (150-300 гр./кв.м.) с гладкой или фактурной поверхностью.
4. Визитные карточки бывают одно- и двухсторонними и печатаются одним - четырьмя разными цветами. Наибольшую долю заказов составляют одно- и двухцветные работы.
5. В большинстве случаев
визитки печатают не
триадными красками, а
смесевыми, составленными по шкале
Pantone, или специализированными красками (металлизированными, флуоресцентными и т.п.). К изображению предъявляются очень высокие требования по точности соответствия цвета (особенно на фирменных логотипах).
6. Несмотря на то, что
визитки редко содержат полноцветные изображения, они требуют высокой точности совмещения (порядка 0.1 мм) между отдельными красками. Это наиболее важно при использовании логотипов или других изображений, выполненных двумя и более цветами.
Конечно, исключения из этих правил есть. Например, одно предприятие в Гонконге специализируется на выполнении любых капризов богатых заказчиков со всего мира. Его сотрудники изготавливают эксклюзивные
визитки вручную из древесины, листьев растений, кожи, пластмассы, металла.… Но мы не будем так сильно расширять область нашей статьи и рассмотрим лишь основные способы получения типовых визитных карточек, кратко отразив их достоинства и недостатки.
Фотографический способ
Изготовление визиток на фотографических установках
Kodak,
Agfa или
Fuji возможно, но может обойтись очень дорого для заказчика. Для этой способа более предпочтительны специализированные установки с компьютерным интерфейсом от
Polaroid,
Dainippon Printing или
Toppan Printing. На автоматах заказчик выбирает из пары десятков образцов понравившийся шаблон и заполняет его текстовые поля своими данными. После чего машина в течение нескольких минут может выдать пропуск, удостоверение, нагрудный значок или десяток-другой визитных карточек. Преимуществами данной технологии являются высокая оперативность, хорошее качество и возможность печатать маленькие тиражи визиток, начиная буквально с одного экземпляра. Недостаток - большая себестоимость
визитной карточки и ограниченности выбора дизайна и материала.
Печать на принтере или копировальном устройстве
Использование принтеров или
копиров - самое простое решение для получения визиток, так как эти устройства не дороги и, так или иначе, используются в каждом офисе. Но простое - не значит хорошее. Принтеры бывают разные: цветные и черно-белые; матричные, струйные, лазерные, твердочернильные, сублимационные; отличаются по формату, производительности, себестоимости отпечатка и другим параметрам. В наши планы не входит сравнение разных принтеров. Любые принтеры, независимо от принципа печати, имеют схожие недостатки, если их рассматривать применительно к изготовлению визитных карточек. Во-первых, это недостаточная надежность устройств. Аппарат, на котором регулярно будут печатать коммерческие тиражи, не выдержит интенсивной загрузки и сломается или серьезно ухудшит свои показатели через несколько месяцев. Во-вторых, лишь некоторые принтеры могут пропускать через себя толстую бумагу. В-третьих, высокая себестоимость продукции (0.5-1 .5$ за А4) сведёт на нет всю прибыль от этой деятельности. Тем не менее, при сильно ограниченном бюджете и отсутствии амбиций таким способом можно изготовить
визитные карточки для своей организации. С другой стороны, этим производством могут заниматься свободные художники, которые создают маленькие шедевры, тратя на это много времени и средств, но все это окупается высокой стоимостью уникальной продукции. В частности, ряд такой продукции был приведен в статье “По
визитке встречают..”, опубликованной в
КомпьюАрт №9.99.
Копировальные аппараты имеют несколько лучшие показатели по себестоимости и надежности, чем у принтеров. Ввиду простоты обслуживания и компактности их часто устанавливают в небольших печатных салонах, специальных отделах супермаркетов и других местах скопления потенциальных клиентов. Визитные карточки, конечно, можно рассматривать лишь в качестве дополнительной загрузки цветных
копиров, так как со значительно большей выгодой на них лучше тиражировать бланочную и рекламную продукцию. Но, тем не менее, отказываться от такого
приработка не стоит. Более высокая цена и несколько худшее качество визиток, полученных таким способом (по сравнению с шелкографией и офсетом) оправдываются удобством для клиентов (не надо никуда идти и искать) и оперативностью получения продукции.
Ламинирование фольгой
Этот способ очень близок к печати на принтере, однако неспециалист вряд ли распознает в такой
визитке продукцию простого
лазерника.
Технология включает два этапа. Сначала на лазерном принтере выводят
визитки на бумагу обычным черным цветом. Затем на отпечатанный лист накладывают специальную фольгу и пропускают этот
пакет через обычный
ламинатор. При правильно подобранной температуре металлизированный краситель прилипает к участкам, покрытым тонером, а пробельные участки остаются чистыми. Результат мало отличим от продукции пресса горячего тиснения.
Фольга для этого процесса сейчас доступна в огромном ассортименте; есть самые разные цвета, в том числе и с голографическим рисунком. Можно делать многокрасочную продукцию, если перед прогоном через
ламинатор наложить на разные участки листа кусочки фольги разных цветов (правда, при этом производственный участок будет больше похож на кружок "Умелые руки").
Этот способ хорош для маленьких салонов оперативной полиграфии, в которых уже есть
ламинатор, в качестве дополнительного
приработка.
На цифровой печатной машине
Цифровые печатные машины по всем показателям должны были быть оптимальными для изготовления визиточной продукции, так как сочетают в себе преимущества цифровой обработки данных (оперативность и возможность работы с маленькими тиражами) и традиционных офсетных технологий (качество и больший спектр материалов). Собственно цифровая печать и задумывалась для такого рода продукции. К сожалению, как показала практика использования этих машин в нашей стране, эти благие намерения остались не реализованными. Они сдерживаются высокой стоимостью, как самого оборудования, так и продукции, на нем изготовленной. Себестоимость продукции цифровых печатных машин очень высока (0,5-2 долл. за лист А4), что резко ограничивает область их применения для печати такой нерегулярной продукции, как
визитки. По крайней мере, это не дает возможности типографиям, оснащенным таким оборудованием, на равных конкурировать по ценам с предприятиями, имеющими традиционные офсетные машины. Качество их продукции также не очень далеко ушло от
электрографических копировальных автоматов. Отсутствие возможности использовать любые краски исключает эти машины из конкуренции с традиционными технологиями, а в несколько раз большая стоимость самих устройств не дает им шанса бороться на равных с современными
копирами.
Трафаретный способ
Как известно, трафаретный способ производства печатной продукции (или шелкография) в наши дни активно вытесняется из полиграфии в область легкой промышленности (печать на тканях, пластике, дереве и т.п.). Напомним основные технологические операции этого способа. Сначала на рамку натягивают трафаретную форму - мелкоячеистую синтетическую сетку, покрытую слоем фотоэмульсии. После засветки через фотоформу эмульсия частично разрушается, и получается трафарет для последующей печати. Затем сетку накладывают на запечатываемый материал и продавливают через нее краску с помощью ракеля. Если нужно получить многокрасочную печать, последовательно наносят каждую краску через свою трафаретную сетку. Используются краски на основе сильных летучих растворителей (ацетон, толуол), поэтому само производство очень вредно.
Тем не менее, трафарет остается одним из основных способов изготовления высококачественных визиток. Свойственная ему неторопливость и большая доля ручного труда является недостатком при печати больших тиражей, но это отнюдь не является препятствием для рентабельного изготовления визитных карточек. Доступность оборудования и хорошее качество продукции делают эту технологию вполне конкурентоспособной для этого вида бизнеса. Главный козырь трафаретной технологии – толстый слой краски, наносимый практически на любой материал - может сыграть важную роль при производстве визиток. За счет этого можно получить очень сочное, практически рельефное изображение. Минусами же этой технологии, кроме ручного труда и маленькой производительности, является невысокая разрешающая способность изображения и большая стоимость печатной формы. По рентабельности трафаретная технология начинает превосходить цифровые способы печати (принтеры и
копиры) при тиражах 30-50 печатных листов. Ярким примером широкого использования шелкографии является известная в Москве фирма "Линия График". Ее руководители, несмотря на наличие большого парка офсетного оборудования, пока не собираются отказываться от трафаретной технологии.
Горячее тиснение
Технология, находящая применение чаще всего на стадии заключительной отделки полиграфической продукции, вполне может быть самодостаточной для производства визитных карточек. Принцип работы пресса горячего тиснения (
позолотного пресса) заключается в следующем: нагретая матрица с закрепленным на ней жестким штампом, опускаясь вниз, прижимает к бумаге (в рассматриваемом случае, визитным карточкам) полимерную ленту с порошковым металлическим напылением. В результате, после завершения цикла мы получаем на продукции четкий металлический оттиск, повторяющий форму штампа. В наиболее простых аппаратах все действия (укладка продукции, смещение фольги, перемещение штампа и т.п.) выполняются вручную. В более дорогих машинах операции полностью или частично механизированы.
Штампы и формы для прессов можно изготавливать по специальной технологии из жидкого полимера, застывающего под действием УФ-излучения, или с использованием готовых полуфабрикатов – металлической пластине с нанесенным на нее светочувствительным полимерным слоем. Материал подвергают облучению через негативную маску с заданным изображением в обычной копировальной раме или специализированной установке, проявляют (удаляют лишние фрагменты) обычной водой (или специальным раствором), и повторно закрепляют штамп уже облучением без всяких масок. В результате получается жесткая форма с выступающими участками, которые и образуют изображение. Вырезанный из пластины штамп, приклеивают на держатель
позолотного пресса любым термостойким клеем.
Достоинствами горячего тиснения является необычность продукции (что и нужно для визиток), а также малая стоимость оборудования для начала производства. Недостатки – ручной труд и высокая себестоимость продукции.
Офсетная печать
Офсет является самым распространенным способом изготовления визитных карточек во всем мире. Причина понятна: ему присущи недоступное принтерам богатство запечатываемых материалов, недоступная для шелкографии разрешающая способность и недоступный для цифровых способов печати цветовой диапазон. Ввиду наибольшей практической ценности, мы, с вашего позволения, посвятим этой технологии целый раздел.
Печать визитных карточек на офсетных печатных машинах
Офсет офсету рознь, и оказывается, что самая лучшая по общим критериям печатная машина подходит для печати визиток вовсе не лучшим образом. Для подтверждения этого тезиса попробуем представить, как может выглядеть печать визиток на современной четырехкрасочной машине формата, например, 52х36 см.
Сначала определимся со способом цветоделения. Решение "в лоб" состоит в том, что на один печатный лист собираются
визитки из нескольких заказов и все это делится на стандартные
триадные цвета. Подход вполне возможный, но он сопряжен с некоторыми неудобствами. Во-первых, что делать с бронзовыми и серебряными красками, которые так любят наши заказчики? Их придется впечатывать отдельным прогоном. Во-вторых, если на
визитке используются "фирменные" цвета (иногда даже отсутствующие в
Pantone), верно воспроизвести их через
CMYK чрезвычайно сложно: малейшее отклонение по одной из красок может привести к полному искажению результирующего цвета. И, наконец, растр. Представьте, что нужно воспроизвести текст шестым кеглем с цветом 30%С + 50%М + 10%K - как это будет выглядеть даже при
линиатуре 250
lpi?
Предположим, что для повышения эффективности мы отказались от заказов с металлизированными красками и научились уговаривать заказчиков на использование удобных нам цветов. Следующая проблема - это формат. На листе 52х36 можно разместить сорок визиток 5х9 см. Самый распространенный объем заказа – 100-200 визиток, то есть для одного заказчика хватит тиража в пять листов. Сравним этот тираж с количеством листов на приладку: нужно совместить четыре формы и отрегулировать общую и зональную подачу красок. Возьмем на себя смелость утверждать, что ни один печатник, ни на какой четырехкрасочной машине (пусть даже со всеми ухищрениями вроде штифтовой приводки, автозагрузки форм и цифровой настройки красочных ящиков), не сможет обойтись меньше, чем 50
приладочными листами. А прилаживаться надо обязательно на тиражной бумаге, иначе можно не попасть в цвет, или не угадать с величиной натиска. Итак, получаем расчетную норму отходов бумаги 95%. Как говорится, комментарии излишни.
Казалось бы, что эту проблему можно очень легко решить, собрав на одном листе 40 разных визиток, с тиражом каждой по 200 штук. Действительно, тогда отходы получаем вполне приемлемые - 20%. Вот только станет ли первый заказчик ждать, пока Вы наберете еще 39 "попутчиков"? Есть и еще одна теоретическая возможность: любая хо
ошая машина позволяет перестроить
листопроводящий тракт на меньший формат, например на А4. На таком листе уже достаточно набрать не 40, а 10 визиток. Но каждая смена формата "туда-сюда" на машинах с каскадной подачей (а мы говорим, естественно, именно о таких) занимает немало времени, и поэтому печатники и технологи предпочитают все работы печатать на листах максимального формата, по возможности не трогая настройки. К тому же, учитывая, что для визиток используется довольно толстая бумага, сложно избежать локальных
продавов офсетного полотна по площади печатаемых листов, которые могут сыграть свою негативную роль уже при работе с бумагой нормального размера и толщины. Поэтому, выбрав такое решение, необходимо еще и смириться со смены комплекта офсетных полотен при каждом переходе на печать визиток.
И еще один экономический аспект. На коротких тиражах доля расходов на допечатную подготовку в себестоимости продукции становится очень ощутимой. В нашем случае на каждый тираж придется потратить четыре офсетных формы 51х40 см, вывести четыре пленки такого же размера (причем на хорошем
ФНА, так как требования к совмещению очень высоки), плюс каторжный труд верстальщика и
монтажиста. Что по самым скромным оценкам потребует от 20 до 40$ и пару человеко-часов рабочего времени. Таким образом, не потратив ни одного листа бумаги и даже не включая печатную машину, мы уже накрутили почти по 5 центов стоимости на каждую будущую
визитку. Во что обойдется весь тираж, и кто его купит, при таком подходе лучше не думать.
Так что пусть лучше мощные печатные машины занимаются свойственным им делом - печатью
плакатов,
буклетов, журналов и
этикетки, а мы посмотрим, как изготавливают
визитки в реальных, специализированных для этой цели, типографиях.
Чтобы сделать печать таких маленьких тиражей рентабельной, нужно минимизировать отношение
приладочных листов к тиражным. Уменьшить число
приладочных листов мы не можем - это всегда несколько десятков. Поэтому остается один путь - увеличить число тиражных листов. Это означает, что нужно печатать на минимальном формате, размещая на листе как можно меньше визиток. В пределе это должна быть печать на листах 5 х 9 см, и такие специализированные машины действительно существуют. Однако они не получили широкого распространения – возможно, потому, что владельцы печатных салонов обычно все-таки хотят печатать на той же машине кроме визиток и бланки, и конверты, и папки. Поэтому в Европе и Америке установился следующий технологический стандарт: печатная машина формата А3 и формат листа 24 х 9 см с компоновкой четырех визиток, показанный на рисунке 4. Рассмотрим преимущества такой компоновки.
Начнем с офсетных форм. На них тоже можно сэкономить. При печати маленького формата не обязательно использовать фотонаборный аппарат и делать полноразмерную металлическую форму. Существуют другие технологии, из которых наиболее распространены две - серебросодержащие и полиэфирные формы. Серебросодержащие формы на бумажной основе изготавливаются на специализированных процессорах. По принципу действия такой процессор похож на фотокопировальную установку. Он состоит из стола-держателя, на который крепится оригинал, мощных ламп освещения стола, фотообъектива, проецирующего изображение на фоточувствительный
формный материал, и тракта автоматической проявки материала. Удобство состоит в том, что оригинал можно вывести на обычном лазерном принтере на бумагу, а время изготовления формы составляет 1-2 минуты. Тем не менее, полиэфирные формы активно вытесняют эту технологию, поскольку для их изготовления не нужны ни оригиналы, ни дорогостоящая и капризная химия. Они представляют собой пластиковую пленку с гидрофильной поверхностью, на которую на лазерном принтере наносится изображение. Тонер образует гидрофобные участки, то есть - печатные элементы. Такие формы выдерживают от сотен до нескольких тысяч оттисков, что более чем достаточно для печати визиток. Несмотря на недостаточную повторяемость обычного принтера, цвета на небольшом формате не успевают разбежаться так далеко, чтобы это отразилось на качестве продукции.
Обе технологии хороши тем, что можно сделать форму как раз такого размера, какой соответствует формату печати, что дает немалую экономию. В отличие от металлических, эти формы достаточно закрепить лишь в переднем
формном зажиме, а свободный хвост просто прилепить за счет эффекта смачивания к влажной поверхности цилиндра.
Вернемся к компоновке визиток на листе. Поскольку лист подается в машину вдоль, отсутствует проблема разнооттеночности визиток: все они проходят в одной и той же зоне красочного аппарата. Это позволяет при определенном опыте печатника вообще не закладывать краску в
кипсейку (СНОСКА:
Кипсейка – на жаргоне полиграфистов означает красочный ящик), а наносить ее только на валики. При этом колоссально уменьшаются расход и продолжительность смены краски - известно, что основное время смывки и основные отходы краски связаны именно с промывкой красочного ящика.
На маленьком формате увеличивается точность печати и сокращается время приладки, ясно, что совместить маленькую картинку значительно проще, чем большую. На этом моменте немного задержимся и обратим ваше внимание на боковые метки совмещения, которые печатники и технологи иногда называют "жучками".
Поскольку послепечатная обрезка делается только по двум сторонам, необходимо уже во время печати обеспечить абсолютно точное позиционирование оттиска на листе. "Жучки" позволяют при этом обойтись без линейки и зачастую даже без вынимания пробных оттисков с приемного стапеля. Линии "жучков" очень хорошо видны даже на приличном расстоянии, и печатнику нужно просто сделать боковую приводку так, чтобы центральный штрих совпадал с кромкой листа. Поставив такую же метку в "хвосте", можно облегчить и приводку по клапану (в продольном направлении). Но хвостовая метка будет хорошо работать только при условии, что бумага подрезана идеально точно. Поскольку очень часто в маленьких печатных салонах используются маленькие, дешевые бумагорезальные машины, хорошей точности подрезки не получается. В этих случаях используют один или два маленьких штриха в середине и проверяют приводку по клапану путем складывания листа пополам: эти штрихи должны попадать точно на линию сгиба.
Краевые "жучки", как и обычные обрезные метки, делаются только одним цветом. Для совмещения нескольких цветов ставят стандартные кресты. Поскольку площадь листа небольшая, двух крестов вполне достаточно (рис 4).
Компоновка из четырех визиток позволяет экономить и при печати двухсторонних визиток. При печати такой продукции можно обойтись лишь одной формой, если сделать монтаж "со своим оборотом". Для этого две нижние
визитки заверстывают вверх ногами и на них помещают изображение оборотной стороны. В результате, после печати первого прогона просто переворачиваем стопу "через голову" и запечатываем оборот с этой же формы.
Теперь мы можем обсудить сами офсетные машины, на которых выполняется такая печать. Обычно это машины либо вообще без бокового равнения (
ABDick 9810,
Heidelberg QM46,
Ryobi 3200), либо с простейшим механизмом толкающего типа (
Multilith 1250,
Hamada 600/800). Благодаря своей простоте, самонаклад этих машин легко и быстро настраивается в очень широком диапазоне бумаг и форматов. Красочный аппарат состоит всего из 10-12 валиков, но в данном случае это скорее плюс, чем минус: у такого аппарата очень малая инерционность, то есть легко изменить плотность краски даже при небольшой площади запечатки. Немаловажно также, что остаток краски на валиках, который теряется при смывке, также намного меньше, чем в развитом красочном аппарате. Интегрированный увлажняющий аппарат, состоящий всего из пары валиков, которые подают увлажняющий раствор прямо на
накатной или
раскатной валики красочной группы идеально приспособлен для печати малых тиражей и частой смены краски. Несмотря на свою простоту, он даст фору любой
моллетоновой системе увлажнения с тканевыми покрытиями валиков.
По части
приводок самонаклады всех этих машин, надо признать, весьма слабы. Если бумага нарезана идеально, результаты еще сносные, но стоит появиться небольшой
косине или разбросу размеров - и "броски" на втором прогоне даже на маленьком формате могут достигать 0,5-1 мм. Поэтому печатать на таких машинах
визитки в две и более краски довольно сложно. Но это не означает, что для двухцветных визиток надо покупать машину высокого класса. Дешевое решение существует - использование секции дополнительной краски, работающей через общий офсетный цилиндр. Такое построение машины получило название "Y-конфигурации". (Некоторые его называют планетарным, но это неверно: планетарной является конфигурация, в которой общим для нескольких красок является только печатный цилиндр, а офсетные и
формные - отдельные на каждую секцию.) Неприятная особенность Y-схемы - проблемы при печати с наложением цветов. Если на оттиске есть области, где один цвет должен ложиться на другой, краски начинают смешиваться, и в этой зоне очень быстро нарушается оттенок цвета. Через этот участок краска из основной секции мигрирует на дополнительную. (Кстати, именно из-за этого эффекта более темную краску следует располагать на откидной секции). Но, как правило, для печати визиток это не помеха, так как обычно на них пересекающиеся элементы разных цветов встречаются не часто. А если пересечения изображений и присутствуют, то они имеют малую площадь, и дефект не успевает проявиться на маленьком тираже. Плюсом же приставки второй краски, кроме лишнего цвета на оттиске, является точное совмещение красок.
Совмещение двух цветов происходит уже на офсетном полотне, поэтому на таких машинах отсутствуют проблемы приводки, связанные с вытягиванием, деформацией или не ровной подачей бумаги. Не раз приходилось наблюдать очень эффективное использование машин с Y-компоновкой при печати визитных карточек. Одна из секций на целый день закатывается черной краской, и по мере выполнения заказов другие цвета меняются лишь на основной секции. Черный цвет, как правило, присутствует на любой полиграфической продукции, и мы экономим время на ее смывку - печатники знают, какое это "удовольствие". Причем, за счет независимого управления, процесс смывки или замены краски на основной секции может выполняться даже во время печати с дополнительной секции.
Сказав хорошие слова о совмещении, упомянем и о недостатках простых машин. Процесс приводки на большинстве
дупликаторов представляет серьезную проблему. Почему-то конструкторы не посчитали необходимым оснастить механизмы приводки сколько-нибудь точными устройствами индикации. Хорошо, если есть хотя бы грубая шкала с делениями по 1 мм - на
ABDick, например, шкала продольной приводки имеет деления 1/8 дюйма, или 3 мм. (Достаточно точные устройства приводки есть только у
Heidelberg Quickmaster 46 и у
Ryobi 3300CR, но эти машины серьезно отличаются от рассматриваемых по цене.) В результате точность совмещения зависит полностью от опыта и твердой руки печатника. Хотя с другой стороны надо признать, что очень многие печатники после некоторой практики легко добиваются приводки с точностью не хуже чем 0,1 мм за 5-10 минут.
Секция дополнительного цвета может быть установлена на машину уже в полевых условиях, поскольку для этого обычно не требуется никаких существенных изменений в конструкции базовой машины.
Heidelberg и
Ryobi Limited сами производят такие приставки для своих машин; практически для всех прочих малоформатных машин их выпускают сторонние фирмы. Приставки могут жестко устанавливаться на машине либо крепиться на поворотной штанге или салазках и, при желании, отводиться от основной секции. Недостаток жесткого модуля очевиден – ограничение рабочего пространства даже в те моменты, когда в нет надобности. Съемные модули же могут преподнести другие, "не менее приятные" сюрпризы. Например, на некоторых машинах
Hamada и
Multi при каждой такой операции сбивается взаимное положение
формного и офсетного цилиндров. Юстировка же секции второго цвета дело настолько хлопотное и затяжное, что печатники на таких машинах предпочитают работать в стесненных условиях, чем трогать настроенные механизмы. Тем не менее, в общем и целом секции второй краски способны заметно увеличить производительность и оперативность получения визиточно-бланочной продукции на однокрасочных машинах. Жалко, что некоторые владельцы машин даже не слышали о возможности такой модернизации. Кстати, наиболее массовую группу владельцев
Ромайоров,
Доминантов и ПОЛок придется огорчить - для этих машин секции второго цвета никто не выпускает.
Для рассматриваемых машин существуют устройства инфракрасной сушки и распыления
противоотмарывающего порошка, которые значительно уменьшают время окончательного закрепления краски. ИК сушки в основном популярны в Америке, а в Европу проникают с большим трудом, так как не соответствуют более жестким европейским нормам пожарной безопасности. Мы настоятельно рекомендуем оснастить простые машины этими аксессуарами, способными заметно ускорить время закрепления краски на мелованных бумагах и уменьшить риск
отмарывания печатной продукции.