Михаил Иванов предрекает конец эпохи Гутенберга
05.2010
Гендиректор издательства Манн, Иванов и Фербер - о перспективах рынка бумажных книг.Выдержки из статьи Михаила Иванова, опубликованной на сайте «Форбс».В ближайшие 10 лет физический облик книги кардинально изменится. С ней произойдет то же, что и с магнитофонной кассетой. Люди мигрируют в электронную среду, потому что она обладает рядом неоспоримых преимуществ.Несмотря на то, что уже существует технология электронных чернил, большинство электронных устройств для чтения пока довольно дороги и при этом имеют маленький монохромный экран. У них нет прямого подключения к единому хранилищу книг (кроме Kindle от Amazon). Кроме того, идет война форматов — у Amazon Kindle и Sony они разные. Думаю, через несколько лет мы придем к единому стандарту устройств. Возможно, это будет гаджет — потомок Apple iPad или Kindle.Переломным моментом станет переход школ на электронные учебники. При закупке большой партии такой учебник, рассчитанный на 5 лет службы, может уже сегодня стоить $100. Правда, в России это произойдет не скоро: слишком сильны группы, занимающиеся выпуском учебников.Для окончательного вытеснения бумажных книг электронными должна появиться единая платформа для закачки и продвижения контента — по образцу музыкального магазина iStore. Судя по всему, Amazon создает похожую платформу для продажи электронных книг. Правда, пока ни Amazon, ни iStore не решили проблему с международными правами. Например, сейчас в России или во Франции нельзя легально купить электронные книги и музыку из iStore. Но решение этого вопроса — дело времени.Издательства потеряют монопольное право доносить книги до читателей. Авторы смогут напрямую заключать договоры с платформой и получать 20 - 80% выручки от продажи своих книг вместо теперешних 10%. Они сами будут продвигать книги, контролировать продажи.Чтобы закачать книгу в систему, будет достаточно завести аккаунт и заполнить требуемые формы. Система будет полностью автоматизирована на манер Google AdWords. Авторы будут самостоятельно заказывать услуги по редактуре, корректуре, верстке у специализированных агентств в странах с низкой стоимостью труда. Подготовленная профессионалами рукопись будет иметь определенный гриф. Возможно, платформа будет требовать такой подготовки и даже сама предоставлять такие услуги — чтобы отсечь «макулатуру».Между писателями и читателями установится более тесная связь. Для продвижения книг авторы будут вести свои блоги, закачивать на них видео и отвечать на вопросы читателей. Все это уже реализует Amazon, создавая полноценное сообщество читателей. На мой взгляд, именно этим обусловлена покупка этой компанией сайта Goodtoreads.Пираты, безусловно, никуда не уйдут, но с ними бороться невозможно. Есть категория людей, которые никогда не будут платить за контент, сколько бы он ни стоил — 10 или даже 5 рублей. Но если появится удобная система, при которой ваша кредитная карточка привязана к вашему счету на определенной платформе и можно в один клик заплатить за книгу, большинство людей будет платить.Самый большой удар получат типографии — большая часть закроется. Издательства в их нынешнем виде тоже станут не нужны. В них будет работать меньше людей. Они сильно поменяют свою структуру. Сейчас издатели просматривают сотни рукописей и выбирают то, что им нравится. Они инвестируют в книгу свои деньги, точно не зная, станет ли она хитом. Ее надо хорошо перевести, отредактировать, напечатать тиражом не менее 3000 экземпляров. Это обходится минимум в $15 000, и издатель может потерять эти деньги.В будущем из своего рода инвестиционных фондов издательства превратятся в поставщиков услуг. Они не будут платить авторам роялти, а наоборот, станут получать деньги за свои услуги. Книги все равно нужно будет редактировать, верстать, создавать обложки и мультимедийные иллюстрации, продвигать их на рынке. Издательство станет похоже на рекламное агентство.Возможно, появятся несколько уровней качества книг — какие-то из них будут подготовлены профессиональными издательствами, какие-то нет. Возможно, стоит принять минимальные требования к оформлению контента, иначе он захлестнет рынок и читателю станет трудно выбирать.У бумажных книг останется всего две ниши. Во-первых, дорогие подарочные издания. Во-вторых, книги для дошкольников и детей младшего и среднего школьного возраста.
Источник: www.forbesrussia.ru