Доклад VTT: у полиграфии есть три пути развития
02.2013
Финский Центр технический исследований (VTT) опубликовал обширный доклад «-Будущее европейской печатной индустрии»-. В -отличие от -недавно вышедшего исследования NAPL, эта работа не -содержит большого числа статистических данных и -содержит аналитический обзор текущего положения дел в -европейской полиграфии, а -также возможные сценарии развития отрасли в -среднесрочной перспективе (ближайшие пять-десять лет).Ниже приводятся выдержки из -доклада. Состояние дел в -индустрии Авторы доклада указывают, что в -первой декаде нового тысячелетия печатная индустрия прошла через серьезные структурные изменения. В -настоящее время полиграфические предприятия подразделяются на -два типа: малые и -средние имеют возможность быть более гибкими и -быстрее реагировать на -рыночные изменения, в -то -время как крупные компании страдают от -избытка производственных мощностей, который привел к -ожесточенным ценовым войнам в -индустрии.В -течение последних лет печатный рынок Европы сокращается. После резкого падения в -2008 году произошел некоторый отскок в - 2010-11 гг., но -далее рынок продолжил падение. Наблюдается непрерывное падение цен на -печатные услуги -&mdash- частично за -счет роста эффективности, частично из-за возросшей конкуренции.Эксперты ожидают, что между 2005 и -2015 годами падение европейского печатного рынка может достигнуть 10%. Это сопровождается ощутимой дефляцией цен на -печать. Единственным сегментом отрасли, в -котором еще наблюдается явный рост, является печать упаковки/этикетки. В -секторе медиа- и -графической печати некоторый рост характерен лишь для сегмента коммерческой печати -— главным образом, за -счет восточноевропейского рынка. Ожидания и -намерения игроков рынка Авторы доклада пообщались с -представителями широкого спектра компаний печатной индустрии Европы и -приводят результаты этого диалога.Как сообщается, большинство полиграфистов выражают в -целом оптимистический взгляд на -будущее индустрии: печатные медиа-продукты сохранят свою значимость и -в -обозримом будущем, а -после окончания периода финансовых потрясений объемы печатного рынка стабилизируются на -приемлемом для отрасли уровне.Даже перед лицом очевидного кризиса никто из -респондентов не -сообщил о -намерении полностью или значительно поменять направление своего бизнеса. Причины, по -мнению экспертов, в -том, что такой переход требует значительных инвестиций, а -у -игроков нет уверенности в -наличии новых рыночных ниш и -в -отсутствии поддержки со -стороны поставщиков и -контрагентов. Так, поставщики расходных материалов не -слишком озабочены состоянием печатного медиарынка, поскольку могут компенсировать негативные изменения в -этом секторе другими направлениями -— например, поставкой материалов для упаковки. Таким образом, стимулы для изменений со -стороны производственных компаний фактически отсутствуют, и -новые направления бизнеса не -возникают. Для изменения этой потенциально опасной ситуация «курицы или яйца» необходимы активные и -готовые рисковать компании-инноваторы.Почти все из -опрошенных полиграфистов считают расширение спектра услуг важнейшим условием выживания. Однако добавление новых сервисов часто рассматривается не -как источник добавочной ценности, а -как неизбежное требование рынка.Помимо расширения спектра услуг, полиграфисты упоминают два других ключевых фактора: конкурентоспособность через повышение эффективности и -добавление ценности к -существующим продуктам. Типографии в -большей степени концентрируются на -первом направлении, считая наибольшей угрозой рост цен на -материалы и -избыток мощностей на -рынке. Такие компании фокусируются на -автоматизации, контроле отходов, повышение оперативности, снижении потреблении расходных материалов, стандартизации продукции и -упрощении продуктовых линеек.Другая группа полиграфических компаний пытается наращивать рыночную долю через повышение привлекательности своей продукции: используют инновационные материалы и -технологии, совершенствуют отделку. Активность этих игроков направлена на -повышение добавленной ценности продукции. Однако добавленная ценность является конкурентным преимуществом лишь в -той степени, в -которой компания способна сохранить эксклюзивность своего предложения. Кроме того, в -условиях значительной конкуренции продукты с -добавленной ценностью быстро становятся стандартной частью портфолио, не -позволяя типографиям использовать их -как источник дополнительной прибыли.Как видно из -сказанного выше, полиграфические компании Европы в -целом не -проявляют активности в -области смены направления своего бизнеса. Поиски инновационных бизнес-моделей и -концепций активизируются, только если типографии увидят гарантии окупаемости и -готовность клиентов платить за -новые продукты и -услуги. В -то -же время кризис, в -котором пребывает отрасль в -настоящее время, требует пионеров, готовых и -способных генерировать новые идеи и -продукты.Текущие угрозы и будущие возможности полиграфической отрасли Возможные сценарии Авторы доклада определили три основных пути, по -которым может идти развитие предприятий печатной индустрии в -период до -2020 -года. Путь № -1: Эффективное печатное производство. Цифровые каналы получения информации представляют серьезную угрозу для традиционных медиа -и, как следствие, для печати. Для того, чтобы сохранить конкурентоспособность, полиграфическая отрасль должна обеспечить контент-провайдерам и -читателям неоспоримые преимущества. Печатное производство должно приобрести гибкость и -способность к -адаптации к -различным форматам и -материалам. Рыночные изменения предъявляют новые требования и -к -показателям эффективности производственных процессов.Таким образом, одно из -направлений развития печатной индустрии лежит в -максимизации эффективности печатной цепи создания добавленной стоимости через повышение гибкости производства и -эффективное использование материалов. Путь № -2: Добавление ценности к -печатному продукту. Сегодня интерактивность становится все более популярной и -в -печатных медиа-продуктах. В -то -же время, создаются и -разрабатываются печатные электронные компоненты, тонкие и -дешевые источники питания, гибкие дисплеи, солнечные элементы и -т.д. Два этих направления, по -мнению авторов доклада, могут объединиться, что приведет к -возникновению новых печатных медиа-продуктов и -создаст новые возможности для полиграфической отрасли. Соответственно, вторым направлением развития отрасли может стать производство печатных продуктов, являющихся независимыми интерактивными носителями, которые будут направлены на -мультисенсорное восприятие и -свободно взаимодействовать с -другими медиа. Путь № -3: печать немедийных продуктов. Печать представляет собой экономичный и -гибкий метод нанесения материалов на -поверхности. Сегодня эта технология используется, главным образом, для воспроизведения изображений, но -при правильном выборе материалов существующие печатные технологии и -оборудование может использоваться и -для производства немедийной продукции. Уже сейчас печать применяется при производстве электронных и -диагностических устройств, и -спектр подобных применений в -будущем может существенно расшириться.Следовательно, еще одним направлением развития печатной индустрии может стать производство немедийной продукции: отдельных или интегрированных изделий и -компонентов, например, фармацевтических тестовых полосок или солнечных фотоэлементов.