Если раньше ежегодно отмечалось заметное увеличение количества изданий, то в последнее время этот рост замедлился. Об этой тенденции говорил на V Всероссийской конференции издателей и распространителей печатных СМИ "Северная Венеция 2006" Юрий Пуля, заместитель начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать).
Правда, другим же своим замечанием он опроверг свое высказывание. Оказывается, этот рынок в 2005 году как раз продемонстрировал динамичный рост, которому многие могли бы позавидовать. Было реализовано прессы на сумму более 2 млрд. долларов (включая бесплатное распространение), а также было освоено 1, 39 млрд. долларов рекламных средств. Такова уж особенность многих отчетных докладов – некоторая противоречивость и нелогичность. Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям - не исключение. Причин нестыковок может быть целая уйма: как желание подсластить пилюлю (мол, не все так плохо), так и расчет, который позволит всегда воскликнуть "именно об этом мы и говорили!". Читателю, слушателю словно предоставляется возможность решать, что больше похоже на правду. В любом случае г-н Пуля отметил, что на медиа-бизнес положительно влияют "благоприятный для России макроэкономический прогноз, связанный с высокими мировыми ценами на энергоносители, рост конкуренции в ведущих секторах экономики страны, заставляющий компании повышать расход на рекламу, а также развитие новых ниш в самом рекламном рынке".
К сожалению, это не помогает остановить падение общего тиража газет, который в 2005 году составил 8,312 млрд. экземпляров. Согласно докладу "это на 188 млн. экземпляров меньше уровня прошлого года". Специалисты открыто называют газетный рынок проблемным, отмечают, что за всеми серьезными общероссийскими и региональными ежедневными газетами стоят всевозможные властные структуры, финансово-промышленные группы или аффелированные с ними фирмы - "их активное спонсорство деформирует рынок, нередко негативно сказывается на содержании прессы и, следовательно, на доверии к ней читателей". Основными проблемами газетной отрасли также были названы "отток молодого поколения читателей в возрасте 25-35 лет, сокращение доли газет в структуре медиа-потребления, резкий рост редакционных расходов на маркетинг и продвижение газет плюс отток classified рекламы в онлайновые медиа". Зато на российском журнальном рынке "все в шоколаде". По объему рекламы, собранной в одном номере, российские журналы догнали лучшие зарубежные аналоги. Менеджеры ликуют, читатели грустят... При этом растут в журналах рекламные тарифы: "стоимость рекламной полосы журнала "Mens Health" в 2005 году составляла 11800 долларов, а в 2006 - уже 13500 долларов". В минувшем году было зарегистрировано 1399 новых журналов. По мнению экспертов, такой бум вызван "большой прибыльностью и меньшей трудоемкостью журнального бизнеса по сравнению с газетным".
Юрий Пуля обратил внимание на то, что следующий доклад в 2007 году Агентство будет делать совместно с издательскими домами.
- Будут созданы рабочие группы, распределены роли и задания, которые предстоит выполнить, - делится он планами на будущее. - Мне кажется, что тем самым можно будет поднять информацию на качественно новый уровень.
Источник: "Лениздат.ру"