-Дмитрий Николаевич, “Русский печатный дом” – достаточно известная и успешная типография. Расскажите, с чего Вы начинали, к чему пришли сегодня?
- Начинали мы в 1996 г. с допечатных процессов. Я по образованию геофизик, в полиграфии оказался случайно. В то время услуги по допечатной подготовки изданий только начинали развиваться, коммерческая идея фирмы, оказывающей такие услуги, была проста и понятна, и мы организовали компанию «Пранат Препресс», успешно работающую и поныне. И успели вскочить в «последний вагон уходящего поезда», пока цены были еще достаточно серьезными. Сегодня же полиграфический бизнес стал совершенно иным. В нашей сфере деятельности идет жесточайшая конкурентная борьба. С одной стороны, конечно, работать интересно, но, с другой стороны, это - изнурительно тяжёлый труд.
- А начинать было сложно? Многие типографии вспоминают период становления как достаточно сложное время.
- Ну, я бы вообще назвал это время кошмарным. Было множество проблем - и с кадрами, и с технологией производства. Приходилось многому учиться и заниматься всем сразу.
Когда пришли к решению о покупке печатного оборудования, с какого формата начинали?
Первой нашей печатной машиной была Shinohara 52 V. (КОГДА ?) И уже через полгода поняли, что надо расширяться, переходить на следующий формат, на большую мощность. Производственные площади в 900 м2 это позволяли. По системе trade-in приобрели машину второго формата - Shinohara 75V. За полгода набрали заказов на 100-процентную загрузку этой машины, стало не хватать мощностей. С учетом того, что на рынке есть реальный и постоянно растущий спрос на малотиражную продукцию, мы решили вернуться к третьему формату. Выглядит не очень логично, но уж что есть, то есть. В январе этого года в типографии заработала новая Shinohara 52 IV. Второй и третий формат на данный момент полностью закрывают наши потребности. Основная продукция - календари, листовки, открытки, плакаты, приглашения, альбомы и многое другое. Печатаем также этикетки и упаковку на картоне толщиной до 0, 6 мм, но, конечно, не в промышленных масштабах.
- А почему выбрали именно печатную машину марки Shinohara?
- Машину Shinohara мы выбрали, можно сказать, чисто интуитивно, по соотношению цена-качество, и, как показало время, не ошиблись. Понятно, что Heidelberg – это престижно, это солидный бренд. Но, как за всякий престижный бренд, за него необходимо платить дополнительные деньги. Мы решили этого не делать.
- Вторую машину Вы приобрели этой же марки. Почему?
- Оснащать производство печатными машинами одинаковой марки – это просто классика бизнеса. Конечно, бывает, что, полностью разочаровавшись в какой-нибудь марке, типография приобретает технику другого производителя, но это не наш случай. Мы довольны своим выбором, поэтому и вторая машина - тоже Shinohara.
- Какая у вас сейчас загрузка печатных машин?
- Shinohara 75V загружена на 100 %. На ней сделано уже 33 млн отт. На Shinohara 52 IV отпечатано 900 тыс. отт. Ее загрузка сейчас составляет одну 12-часовую смену, но она постоянно увеличивается. Для машины, которая установлена в типографии всего четыре месяца назад, это нормально. Обычно мы стараемся загружать машины равномерно, без авралов. Профилактическое обслуживание оборудования наши специалисты проводят строго по регламенту - один раз в месяц. Все это обеспечивает стабильность работы печатной техники. Для нас это особенно важно, потому что в основном мы выпускаем малотиражную продукцию. Так, на машине Shinohara 75V в среднем за день печатник делает 10 приладок, на Shinohara 52 IV – 8-10 приладок (наш «рекорд» - 15 приладок за 12 часов на Shinohara 75V). Понятно, что при таком режиме любой сбой в машине чреват срывом сразу нескольких заказов, чего нельзя допускать ни в коем случае. Мы стараемся никогда не подводить своих заказчиков.
- Кто составляет круг Ваших постоянных клиентов?
- У нас примерно равное соотношение рекламных агентств и прямых заказчиков, но мы стремимся все-таки выходить на прямых заказчиков, ведь наша типография в состоянии выполнить все необходимые работы по подготовке издания к печати. Кроме того, именно агентства почему-то чаще всего нарушают свои обязательства. С одним из них у нас была довольно анекдотичная ситуация. Агентство не оплатило нашу работу, сославшись на отсутствие в данный момент денег. А я узнал, что в это же время оно три дня на пароходе катало по Москве-реке своих заказчиков и клиентов. Вместе с тем у нас есть костяк рекламных агентств, входящих в число постоянных клиентов типографии, с которыми мы успешно работаем.
- А чем вы удерживаете постоянных клиентов - качеством, сроками, скидками?
- Вы знаете, слово «скидка» присутствует в нашем лексиконе чисто символически, удержать кого-то скидками просто нереально.
- А чем реально?
- Профессионализмом менеджеров, честными взаимоотношениями и четким выполнением своих обязательств по срокам и качеству. Если по вине типографии проходит какой-то дефект, мы его устраняем за свой счет. Я уверен, что лучше потерять какие-то деньги, чем заказчика. Так, однажды нам пришлось перепечатывать большой тираж многостраничного каталога из-за того, что некачественная бумага пропускала насквозь краску. Конечно, позже мы предъявили претензии поставщику бумаги, который через полгода возместил ее стоимость. Остальные затраты не возместил никто. Но заказчик остался доволен нашей работой, и это – главное.
- Нередко заказчики, добиваясь от полиграфистов снижения стоимости выполненных работ, предъявляют претензии к качеству печати, в частности, к точности цветовоспроизведения. Были подобные случаи у Вас? Какие меры Вы принимаете, чтобы оградить типографию от таких претензий?
- Ну, во-первых, у нас обеспечивается достаточно высокое и стабильное качество. Это достигается в значительной мере благодаря организации управления производственными процессами, которая в нашей типографии отличается от привычной вертикали. Так, у нас нет начальника производственного отдела, начальника производства. И наши менеджеры – настоящие менеджеры, потому что они действительно управляют теми заказами, которые ведут, отслеживают их на всех этапах и отвечают за конечное качество. Они тесно взаимодействует и с технологом, и со сменными мастерами, а, если нужно, то и с рабочими. Этим обеспечивается оперативность и слаженность работы, а также практически нулевой брак. Ну, а если все же что-то случается, всегда ясно, с кого спрашивать.
А во-вторых, мы всегда делаем цветопробу. Для этого у нас есть аналоговое устройство DuPont Chromalin. Цветопроба - по сути, единственный объективный документ, помогающий разрешать возможные конфликты. Многим полиграфистам известно (а мы с этим сталкивались сами), как жестко относятся к точности воспроизведения своих логотипов и фирменных цветов такие компании, как Samsung, Coca-Cola и др. Тут без цветопробы никуда. Однако дело не только и не столько в конфликтах, а в том, что проба позволяет проверить качество выполнения допечатных процессов. Это особенно важно при выпуске заказов, требующих абсолютно точного попадания в цвет, например, каталогов художественной выставки или ювелирной продукции. Но, конечно, одной цветопробы мало, необходимо еще, чтобы тираж соответствовал пробе, чего невозможно добиться без хорошей техники и опытных работников.
Иными словами, если попытаться сформулировать, что является залогом успешного бизнеса, я бы сказал так: грамотное управление бизнес-процессами, правильный выбор оборудования, профессионализм персонала.
- Оборудование Вы выбрали удачно, бизнес-процессами управляете грамотно, а профессиональную команду удалось создать?
- Сейчас в типографии работают около 60 человек. Удалось ли нам создать профессиональную команду – мне кажется, что это звучит довольно пафосно. Удалось, по крайней мере, так расставить людей, что они понимают процесс работы в целом и систему их взаимодействия друг с другом. В целом же в отрасли, должен признать, с кадрами просто беда. Чаще всего специалистов приходится искать самим. Иногда берем выпускников МГУП и уже на месте готовим из них профессионалов. Был у меня также опыт работы с кадровым агентством, но он оказался неудачным. Кандидатов очень много, а работников не нашлось, полгода потратили впустую. Однако бывают и счастливые случайности. Пришел к нам на подработку парень - беженец из Киргизии, русский, с двумя дипломами о высшем образовании. Оказался настоящим самородком, и сейчас он у нас - главный инженер, он же механик, он же электронщик. К сожалению, повторяю, это – случайность. А четкой, эффективной системы подготовки квалифицированных кадров для отрасли, по моему мнению, у нас нет. Уровень знаний и умения выпускников отраслевых учебных заведений оставляет желать много лучшего. Думаю, кадры – один из самых болезненных вопросов отрасли, потому что и оборудование, и материалы сейчас можно иметь самые совершенные, но к ним должны быть приложены умные головы и умелые руки, иначе все совершенство сведется к нулю.
- Как известно, сейчас столичным полиграфическим предприятиям приходится конкурировать не только между собой, но и с более дешевыми типографиями, расположенными в близлежащих регионах. Насколько, по Вашему мнению, остра эта проблема?
- Некоторая тенденция с оттоком заказов в область есть. Каждый выбирает сам, с кем ему работать. Этому можно противопоставить только стабильное высокое качество, оперативные сроки выпуска, расширение предоставляемых услуг. Думаю, что серьезные и опытные заказчики предпочтут все-таки заплатить немного больше, но иметь при этом предсказуемый результат, чем рисковать столкнуться с неприятными сюрпризами.
Здесь есть еще одна проблема – демпинг некоторых, в том числе и московских типографий. Я реально представляю себе всю экономику полиграфического бизнеса, и знаю, что при тех ценах, по которым эти типография принимают заказы, они должны разориться, причем мгновенно - за полгода, самое большее - за год. Однако реальных случаев банкротства полиграфических предприятий очень немного - в прошлом году можно насчитать не более пяти. Иными словами, когда речь идет о демпинге, надо думать, откуда он берется. Думаю, что из кармана хозяина, который занят другими делами и живет не с полиграфических денег.
- Какой Вы видите перспективу развития своего предприятия? Планируете ли приобретать машину первого формата?
- Нет, первый формат мы не планируем. Если говорить о развитии, я иногда думаю насчет CTP, но пока тоже только присматриваемся. Сейчас у нас нет явной потребности модернизировать пре-пресс, повышать его производительность, а освоение новой технологии потребует существенного изменения организации производства не только на допечатном участке, а во всей типографии. Придется искать опытных специалистов, потому что я знаю, насколько высока цена ошибки, сделанной в пре-прессе, потребуется цифровая цветопроба. В общем, все нужно тщательно продумать, просчитать, а потом уже принимать решение.
Кроме того, всегда нужно учитывать российскую реальность. А она такова, что, когда заказчик говорит, что у него «готов макет», то зачастую это означает только то, что он сверстан. А изображения в нем могут быть в разных форматах. Т. е. макет почти в 100 % случаев требует доработки. Да, в Европе получают макет по Интернету и сразу отправляют на CTP. У нас такая схема работы пока невозможна. Это все равно, что сознательно отправить тираж в брак.
- Спасибо большое за интересную беседу, желаем Вас успехов и дальнейшего развития!
Источник: «Терра Принт»