Метки: интернет
Торговая сеть «Топ-книга» получила статус банкрота.
Сложные времена для книжной отрасли наступили несколько лет назад. И становится только хуже. На мировом рынке в этом году обанкротилась вторая по величине сеть Borders. Из гигантов осталась только американская Barnes & Noble, отличавшаяся от своего конкурента тем, что очень активно занималась интернет-продажами и электронными книгами. И смогла благодаря этому не только удержаться на плаву, но о с большим отрывом остаться мировым лидером книжной торговли.
В России, очевидно, количество книжных магазинов будет сокращаться. Уже сегодня оно составляет 3500, приближаясь к уровню 1913 года. Вероятность появления нового национального ритейлера близка к нулю, ведь книжная сеть — сложный бизнес с организационной и с кадровой точки зрения, отличающийся крайне низким уровнем рентабельности. Она даже до кризиса составляла в среднем около 3% по чистой прибыли. И, как показал случай с «Топ-книгой», даже за них надо побороться.
Из года в год из книжных магазинов уходят клиенты. Уровень их оттока превышает уровень инфляционного роста стоимости книг. Дальнейший сценарий предугадать легко: средние тиражи книг будут сокращаться при том, что они и так упали до 6500 экземпляров. А чем ниже тираж, тем выше стоимость книги. В итоге сокращение магазинов увеличивает цены и этим — число читателей.
Конечно, есть теория, что смерть книжной розницы никак не повлияет на уровень чтения. Ряд «экспертов» утверждают, что книгу способны полностью заместить электронные тексты. Но мы неоднократно наблюдали обратное. Если в городе с населением в 50 000 человек закрывается единственный книжный магазин, то все его жители начинают меньше читать. И дело тут даже не в вопросе доступа в интернет или привычке читать с бумаги. Если открыть магазин в спальном районе или маленьком городе, его жители начинают регулярно покупать книги просто потому, что они становятся им доступны. Ведь если у вас во дворе откроется театр с хорошим репертуаром, вы же наверняка будете туда время от времени заходить, даже если до этого и не были театралом. А ассортимент книжного магазина всегда вызывает положительное восприятие.
Глобальная проблема — отсутствие книги в медийном поле. Потенциальному читателю неоткуда узнать о книжных новинках, современных писателях. Единственным источником информации становится место торговли книгами — магазин. И книжной рознице придется учиться работать на снижающемся рынке до тех пор, пока она не нащупает новую модель своего существования. Один из выходов может быть в концепции магазина-клуба — книжный магазин с кофейней, сценой, детской площадкой, круглосуточным режимом работы и программой мероприятий, в том числе, со свободным доступом. Правда, это требует больших ресурсов, поэтому, этот формат, будучи новым и интересным, применим пока далеко не везде.