Гендиректор «Можайского полиграфического комбината» рассказывает о реалиях рынка книжной печати в кризис.
- Обвал книжного рынка произошел весной – в начале лета. Объем заказов уменьшился минимум на треть. Расценки на печать упали более чем на 25%, что меньше себестоимости работ», – заявляет Фельдман.
Участники рынка пытаются адаптироваться к низкому спросу. Типографии соглашаются отгружать издателям с хорошей репутацией продукцию с оплатой в рассрочку. В свою очередь, производители бумаги кредитуют типографии, соглашаясь месяцами ждать оплаты своего товара. «Это очень важно,– говорит Фельдман, – ведь бумага составляет около 50% в себестоимости производства книги». Еще 30% стоимости составляет зарплата – для экономии комбинату пришлось сократить штат с 800 до 550 сотрудников и зарплату в среднем с 19 до 10 тыс.руб.
- Жизнь заставила нас принципиально перестроить отношения с заказчиками, – Продолжает Фельдман. – В новом сезоне, начинающемся в сентябре, мы будем делать ставку на комплексные услуги. Часть этих услуг мы предлагали и ранее, но это были разовые предложения, которые не делались системно.
Так, Можайский полиграфический комбинат предлагает складские услуги. Теперь заказчику не нужно заниматься вывозом тиражей, можно хранить его в помещениях МПК, равно как и продукцию, напечатанную в других типографиях.
- Это очень удобная логистическая услуга, ведь издатели получают возможность минимизировать расходы по содержанию персонала и дополнительных помещений и территорий, стоимость которых в Москве несоизмерима со стоимостью на периферии.
Руководство МПК провело переговоры с крупными торговыми компаниями и дистрибьюторами: теперь комбинат будет содействовать издателям в распространении их продукции.
- Мы понимаем, что деньги в итоге остаются у распространителя: магазина, ларька, оптовика, торговой сети. И мы будем влиять на процесс распространения и тем самым контролировать продажи, делать их эффективными. Потому что, как только товар застревает на торговой точке, возникает нехватка денег, которая по цепочке передается и нам. Предоставляя рассрочку, товарный кредит нашему заказчику, издателю, мы понимаем, что фактически кредитуем распространителя. Поэтому мы хотим тоже участвовать в сбыте, – поясняет Евгений Фельдман.
С августа деятельность компании стала рентабельной, но, возможно, это объясняется традиционным сезонным всплеском заказов перед новым учебным годом.
- Устойчиво наше положение или нет, мы поймем к ноябрю, когда сезонный фактор перестанет работать.