Вице-президент Союза работодателей полиграфической промышленности Свердловской области Максим Спасский, исполнительный директор «Депо рекламной печати «Локомотив», – о положении отрасли в регионе.
Фрагменты интервью, данного Максимом Спасским изданию «МК-Урал».
Раньше предприятия располагали большими ресурсами и были способны тратить на полиграфию значительные средства. В условиях кризиса бизнес более тщательно подходит к анализу того, насколько эффективной оказалась та или иная рекламная акция. Сегодня люди работают по принципу, который я бы назвал «принцип необходимой достаточности». Соответственно, многие пришли к выводу, что тот или иной рекламный носитель недостаточно эффективен. Рынок очень бурно развивался в 2003-2007 годы. Прежде всего — за счет глянцевых изданий. Именно на печати всевозможных журналов «поднялись» многие типографии. Однако если посмотреть на структуру рынка этих изданий, то можно заметить, что 75-80% из них свой тираж распространяли бесплатно, и только около 25% занимались продажами — в рознице и по подписке. Рекламодатель, в свою очередь, шел за глянцевыми изданиями с большим тиражом, далеко не всегда обращая внимание на целевую аудиторию издания. Концепция издания стала вторичной и более размытой, что позволяло работать сразу на несколько целевых аудиторий, сотрудничать с разными группами рекламодателей.
Что происходит сегодня с журнальным рынком?
Сегодня мы наблюдаем его обвал. Рекламные бюджеты сократились — и первыми это почувствовали именно глянцевые издания. Большинство из них — из-за отсутствия четкой концепции. Первым же следствием падения рекламных доходов стало сокращение издержек редакциями изданий. Выход был найден очень простой — «глянец» стал понижать тираж.
Насколько, по вашим оценкам, снизились тиражи у глянцевых изданий?
По той информации, которой я, как участник полиграфического рынка обладаю, во многих изданиях падение достигает и 50%, и 70% и 80%.
Есть ли сегодня сегменты, где тиражи не упали?
Знаете, с наступлением кризиса я стал больше смотреть новости, читать прессу. И по моим наблюдениям, желание быть более информированным есть не только у меня. Конечно, общественно-политические издания, газеты и журналы этой направленности, по всей видимости, сегодня получили дополнительную аудиторию.
Каков ваш прогноз на ближайшие полгода?
Мы станем свидетелями того, как «схлопнется» рынок. Станет меньше типографий, кто-то уйдет с рынка. Часть типографий укрупнится, а кто-то заморозит производство...
Есть информация, что отечественные типографии не могут конкурировать по ценам с прибалтийскими и финскими. С чем это связано?
Прежде всего с таможенными вопросами. При импорте бумаги необходимо заплатить НДС и таможенные пошлины — примерно 38%, а при ввозе готовой полиграфической продукции — всего 10% НДС. Если учесть, что качественная бумага для полиграфии производится в Европе, нетрудно понять, что, если у издания большой тираж, его выгоднее импортировать из Европы, чем печатать в России. Объяснений этому немного, и большинство из них сводятся к коррупционным схемам.