Метки: интернет
Падение тиражей печатных изданий, наблюдаемое в развитых странах уже несколько десятилетий, резко ускорилось.
Это связано с переориентацией читателей с бумажных на интернет-СМИ, а также с негативным влиянием мирового экономического кризиса.
Сокращение тиражей американских газет увеличилось почти в два раза за последние полгода: ежедневный тираж почти 400 печатных изданий сократился за шесть месяцев более чем на 7%, тогда как за аналогичный период год назад падение составило лишь 3,6%. Тираж 11 из 25 ведущих газет США за последние полгода сократился более чем на 10%. Годом ранее c таким результатом «отличилось» лишь одно издание. Похожая ситуация наблюдается во всем мире. Исключение составляют лишь Индия и Китай, где в последнее время происходит бум СМИ, связанный с ростом процента грамотного населения.
В России ситуация похожая. Ускорение падения произошло вследствие ряда факторов, основным из которых стала переориентация аудитории на интернет. Все больше читателей в развитых странах получают новости из всемирной паутины. Также на падение тиражей серьезно повлиял экономический кризис. «За первый квартал 2009 года упали доходы от рекламы даже на телевидении. А доходы печатных СМИ пострадали в первую очередь, что повлекло за собой сокращение штата сотрудников и сокращение тиражей. Влияние кризиса в мире печатных СМИ в полной мере относится не только к западным, но и к отечественным изданиям», – говорит эксперт ИК «Финам» Максим Клягин. «Тиражи сокращаются, так как издатели в кризис пытаются оптимизировать издержки производства», – добавляет заместитель гендиректора концерна «Российская газета» Евгений Абов.
Согласно данным российской Ассоциации распространителей печатной продукции, падение продаж в первом квартале 2009 года составило 10-30% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Читатели, которые привыкли покупать печатную продукцию в любой день при посещении супермаркетов или розничных точек прессы, не находили ряд изданий в продаже. В связи с падением доходов населения изменились и предпочтения аудитории. Произошло перераспределение спроса в сторону изданий низкой ценовой категории. Например, продажи группы изданий с розничной ценой более 50 руб. снизились в среднем на 40%. В журнальном сегменте падение по целому ряду изданий доходит до 60%.
Правда, некоторые издания от кризиса даже выиграли. Большей популярностью стали пользоваться издания о трудоустройстве.
Некоторые российские печатные СМИ показали положительную динамику роста тиражей вследствие эффекта замещения дорогих изданий на дешевые. Эксперты отмечают и рост спроса на газеты и журналы группы «сад и огород»: вероятно, в связи с кризисом граждане подумывают о том, чтобы вновь превратить свои газоны в грядки.