Редактор Business Insider Мэтт Розофф опубликовал материал о том, что Google, несмотря на своё доминирующее положение в таких сферах, как поиск, мобильные операционные системы и онлайн-видео, вскоре может пойти на спад — тому он приводит десять доводов.
Реклама в поисковой выдаче до сих пор остаётся одним из основных источников дохода для Google. В третьем квартале 2014 года компания получила $11,3 млрд благодаря рекламе на собственных сервисах, большая часть от этого пришла именно от поисковой системы, сообщает siliconrus.com.
Другие сервисы генерируют относительно меньший доход — к примеру, YouTube приносит Google около $300 млн каждый квартал.
Google до сих пор владеет львиной долей поискового трафика: более 80% в мире и 75% в США. Но ситуация меняется: браузер Firefox отказался от сотрудничества с Google в пользу Yahoo (и «Яндекса» в случае с российскими пользователями), Facebook запускает собственную систему поиска внутри сети, Apple также может сменить Google на Bing для своих продуктов, новые пользователи интернета из развивающихся стран всё чаще предпочитают местные альтернативы — в Китае, например, это Baidu.
Одни из самых важных поисковых запросов для Google — коммерческие, именно в таком случае пользователи больше нажимают на рекламные объявления.
Конкуренты не дремлют и здесь: количество поисковых запросов на Amazon увеличилось на 75% за последний год, мобильные пользователи привыкают использовать для поиска специализированные приложения (к примеру, Yelp), кроме того, друзья в социальных сетях становятся не менее надёжным источником информации о различных продуктам, чем поиск.
Даже несмотря на снижение темпов роста поискового трафика, у Google есть способы увеличения выручки от рекламодателей: например, повышение релевантности объявлений. Редактор Business Insider отмечает, что вскоре поисковые рекламные объявления Google могут достигнуть точки высочайшей эффективности — рекламодатели будут получать максимальное количество кликов за свои деньги, в связи с чем стоимость ключевых слов перестанет расти. В финансовых отчётах Google приводит среднюю стоимость одного клика — на графике видно, что на протяжении последних трёх лет она снижается.
Автор материала считает, что реклама в YouTube может стать вторым по значимости источником дохода для Google. Facebook, тем временем, предпринимает активные шаги в этой сфере, внедрив автозапускающиеся рекламные ролики в ленту новостей. К концу 2014 года пользователи Facebook уже загружали больше роликов напрямую, чем через YouTube, кроме того, ещё летом видео на Facebook перегнало YouTube по просмотрам на настольных компьютерах.
Google позволяет производителям гаджетов модифицировать Android под свои нужды, однако, в случае с официальной лицензией, требует оставлять внутри собственные сервисы вроде поиска или почты. Android прочно занимает сравнительно б?льшую долю рынка, но около 20% всех устройств поставляются не с официальной версией операционной системы. Именно так поступают производители в Китае и Индии, а также Amazon — в их устройствах нет части либо всех сервисов Google.
В 2014 году количество таких «неофициальных» устройств выросло на 93% (а общее число устройств на Android — на 34%). В ноябре вышла последняя версия Android, которая, тем не менее, сейчас установлена только на 0,1% устройств — многие смартфоны и планшеты просто её не поддерживают.
В 2014 году Google попыталась привлечь компании к своим облачным сервисам, снизив цены и добавив новые функции ради конкуренции с Amazon. Тем не менее, в этой сфере компания до сих пор отстаёт от Amazon, Microsoft и IBM. Корпоративные услуги составляют менее 10% от общей выручки Google.
Еврокомиссия начала расследование в отношении Google из-за доминирующего положения компании на рынке поисковых систем. Компанию могут заставить отделить поиск от остальных сервисов для обеспечения «более честной конкуренции». В результате расследования Европейский союз может оказать давление на компанию: например, наложить штраф размером до 10% от годовой выручки или попросить раскрыть принцип работы поисковых алгоритмов.
Редактор Business Insider сравнивает кадровую текучку в Google с Microsoft, также потерявшей несколько ключевых фигур на протяжении последнего десятилетия. Марисса Майер, руководившая созданием главной поисковой страницы Google в первые годы существования компании, покинула её после понижения в должности и заняла пост главы Yahoo, развивая поисковый и мобильный бизнес ИТ-гиганта. Создатель конференции для разработчиков Google I/O и социальной сети Google+ Вик Гундотра ушёл в апреле 2014. В октябре компанию покинул создатель Android Энди Рубин.
В компании есть целый отдел Google X, который занимается технологиями будущего — «умными» очками, самоходными автомобилями и даже телепортацией.
Такое стремление мыслить масштабно распространяется на всю компанию: появились проект Loon, призванный дать развивающимся странам доступ в интернет при помощи множества воздушных шаров, и проект Fiber, который занимается созданием инфраструктуры сети широкополосного доступа к интернету при помощью оптоволоконной связи.
Автор материала полагает, что, углубившись в работу над этими масштабными идеями, Google позабыла о том, что нужно людям здесь и сейчас — последним созданным компанией сверхпопулярным продуктом был почтовый сервис Gmail, появившийся 10 лет назад, а YouTube и Android не начинались с нуля, а были приобретены.