Как часто мы слышим рассуждения о том, какое славное прошлое у российской полиграфии: во времена СССР это была одна из самых уважаемых отраслей. Она пользовалась максимумом привилегий, а печатники считались элитой рабочего класса. Сегодня полиграфия, хотя и не потеряла своих фактических позиций, значительно утратила свой былой престиж. Между тем положение государственных типографий все хуже, что с ними будет дальше - не ясно, а частные полиграфические предприятия, напротив, набирают обороты. И эту новую частную полиграфию государство воспринимать отказывается: ее как бы нет в природе! В документах Федеральной службы госу дарственной статистики (Росстат) нет соответствующей графы для нашей деятельности, к тому же у нее есть возможность собирать сведения лишь о тех юридических лицах, в кодах которых в качестве вида деятельности указана полиграфия. Если вдруг нет прямой ссылки на полиграфию, то предприятие просто не учитывается.
Но российская полиграфия - это не только ГУПы, но и сотни, и тысячи частных типографий, играющих далеко не последнюю роль в этом бизнесе. За последние годы частная полиграфия в России сделала качественный шаг вперед: появились крупные предприятия, оснащенные самой современной техникой, типографии стали активнее пользоваться кредитом и лизингом для покупки нового, высоко- качественного оборудования. Полиграфия - одна из самых высокотехнологичных и быстроразвивающихся отраслей промышленности, с каждым годом ее обороты растут, она никогда не показывает убытков... Но государство не расценивает полиграфию ни как отрасль промышленности, ни как сферу услуг, и деятельность значительной части отрасли не учитывается в государственной статистике.
Поможем себе сами
Но пока что этот вопрос мало волнует чиновников, и не стоит ждать с их стороны какой-либо активности по сбору статистики. Она нужна, по большому счету, самим полиграфистам, и нам давно пора всерьез заняться сбором соответствующих данных. Ведь без них — никуда. Во-первых, любой типографии, маленькой или большой, полезно знать собственные показатели (уверяю вас, знают их далеко не все). Это позволит делать прогнозы, планировать закупку материалов на предстоящие периоды.
Во-вторых, без них не обойтись при обращениях полиграфической общественности к государству. Всем нам хочется, чтобы отрасли была возвращена хотя бы часть прежних льгот при закупке оборудования, привилегий по НДС, чтобы была пересмотрена налоговая политика и таможенные пошлины... Но как мы можем о чем-либо просить наше государство, если даже не в состоянии предоставить никаких сведений о самих себе? Для того чтобы оно повернулось к нам лицом, мы должны знать каковы объемы рынка, сколько в отрасли рабочих мест, сколько мы платим государству налогов и таможенных пошлин. Конечно, это очень дорогостоящие и трудоемкие исследования, но начинать их нужно. Московский Полиграфический Союз поставил себе задачу сдвинуть вопрос с мертвой точки. Правда, это не так-то просто.
Коммерческая тайна
Основная сложность сбора статистики о деятельности полиграфических предприятий заключается в нежелании фирм открывать свои данные. Так что перед нами сейчас стоит смешная задача — посчитать объем полиграфического рынка и при этом не нарушать так называемую «коммерческую тайну» фирм! Решено начать с расчета объема продукции, не затрагивая денежные показатели, это будет психологически проще для тех, кто привык скрывать свои реальные экономические данные. Опрос будет составлен так, чтобы не «травмировать» предпринимателей, - мы не собираемся выведывать, с какими клиентами работают типографии, каковы их обороты и прибыль, - нужно всего-навсего узнать, сколько продукции того или иного типа производит предприятие в год. Даже такое исследование позволит понять порядок цифр и структуру производства, а также прикинуть, каковы обороты отрасли в целом, сравнить состояние нашей индустрии с ситуацией в западных странах.
Начнем с рекламы
Глобальное исследование всей российской полиграфии нам пока, конечно, не по силам, мы будем действовать постепенно. Начнем с рекламной полиграфии, ведь объемы книжного, журнального и газетного рынков уже оценены хотя бы приблизительно: здесь есть строгий контроль тиражей, отчетность по произведенной продукции. А вот объемы рекламной полиграфии не ясны, хотя этот сегмент - один из самых значительных для очень многих типографий. Заметьте: рекламное сообщество в целом очень внимательно относится к своей статистике, публикует результаты ежегодных исследований рынка и его оборотов. Но все это касается в основном теле-, радио-, интернет- рекламы и т. п., а рекламная полиграфия отнесена в раздел «другое». Между тем без полиграфии не обходится ни одна рекламная кампания, и именно эта скромная строка «другое» по итогам 2005 г. показала наибольший рост в денежном выражении - 33% по сравнению с предыдущим периодом (по данным Всероссийского рекламного ежегодника, выпускаемого Ассоциацией Коммуникационных Агентств России).
Практические планы
Проведение исследований МПС планирует заказать в одной из профессиональных исследовательских организаций. К концу этого года мы надеемся подготовить начальную информацию для опроса, само исследование будет проводиться в 2007 г. При этом нам нужна поддержка и понимание самих представителей отрасли, наших коллег полиграфистов. Ведь это нужно прежде всего нам самим.
Источник: «Московский Полиграфический Союз»