В Токио прошла международная книжная ярмарка, основной темой которой стала электроника.
Книжная ярмарка в японской столице проходила уже в 18-й раз, но впервые доля цифровых издательских технологий оказалась такой большой. Согласно статистике, все больший объем книг приходит к читателю в цифровом виде, вытесняя традиционные носители, так что основное поле конкурентной борьбы в книжной отрасли сегодня — это гонка гаджетов, форматов распространения цифрового контента и программного обеспечения. Лидеров в этой гонке пока нет: электронные ридеры успешны, но они не закрывают всю поляну — японцы гораздо чаще используют для чтения сотовые телефоны, портативные цифровые и планшетные компьютеры, но общий темп роста чрезвычайно высок.
В ходе токийской ярмарки образовалась следующая любопытная статистика: продажи электронных книг в 2011 году уже более чем в три раза превысили продажи за аналогичный период прошлого года. Летом 2010 года электронные книги стали продаваться лучше изданий в переплете, а в январе 2011 года они обогнали и бумажные книги в мягкой обложке... Согласно статистике онлайн-магазина Amazon.com, начиная с 1 апреля 2011 года на каждые 100 бумажных книг онлайн-магазин продавал в среднем 105 электронных книг... По оценкам специалистов, в 2010 году было продано 6,6 млн е-ридеров. А в 2011 году, по прогнозам компании Gartner, реализация е-ридеров во всем мире превысит 11 млн единиц.
По этой причине выставка в Токио была объединена с выставкой высоких цифровых технологий (e-Book Expo), а среди участников этого общего мероприятия фигурировали не только крупные игроки книгоиздательского рынка, но и руководители ведущих электротехнических корпораций. Книжной индустрии в чистом виде в Японии больше нет, это стало понятно еще на книжной ярмарке в прошлом году — тогда выставка электронной книги e-Book Expo впервые по посещаемости сравнялась с «бумажной». Теперь факт подтвержден: книгоиздателям просто не выжить в бумажной нише. Исполнительный директор Японской книжной ассоциации Масахиро Сога на этот счет выражается весьма изящно: «Для нас главное — обеспечить максимальное количество участников и предоставить им возможность познакомиться с максимумом продукции, что в будущем, несомненно, позволит преодолеть кризис книгопечатания в Японии».