В конце сентября одна из старейших проектных организаций России - Проектный институт №1 - отметил свое 70-летие. К знаменательной дате была приурочена фундаментальная "перезагрузка", одним из важнейших аспектов которой стал ребрендинг Проектного института №1, проведенный впервые за 70 лет и реализованный в Brandson Branding Agency.
Проектный институт №1, организованный сразу после Великой Отечественной войны, в первые годы своего существования был брошен на восстановление промышленности, а в дальнейшем рос настолько быстро, что уже в первое десятилетие своей деятельности смог доказать, что присвоенный ему №1 - больше, чем просто формальный номер.
Проектный институт №1 реализовал более 4000 объектов в 300 городах России и 20 зарубежных странах. Среди заслуг института - участие в проектировании и строительстве таких промышленных гигантов, как Ижорский, Балтийский и Кировский заводы, "Электросила" и Адмиралтейские верфи, Атоммаш в Волгодонске и Судостроительный завод в Риге.
Задача
В 2009 году руководством института было принято стратегическое решение модернизировать организацию, усилив её конкурентные преимущества на рынке проектировочных услуг. В рамках этой задачи был проведён ребрендинг, включавший разработку нового позиционирования, легенды и ключевой метафоры бренда, а также разработка новой айдентики и фирменного стиля.
"Ребрендинг старейшего проектного института страны - это, без сомнения, почётная и комплексная задача, требующая не только знания актуальных тенденций, но и бережного отношения к имиджу организации, сложившемуся на протяжении долгих лет его успешного существования", - отмечает Елена Юферева, генеральный директор Brandson Branding Agency.
Позиционирование
Специалисты агентства провели ряд глубинных интервью с новыми идеологами бренда и представителями "старой школы" отечественного проектирования, изучили игроков рынка и мировые тренды, подробно проанализировали специализацию современных проектных учреждений. Отдельный блок работ был связан с изучением истории Института и ключевых проектов, реализованных им в разные годы. Деловые интересы компании включают в себя 15 отраслей экономики, в том числе атомная промышленность, гидротехнические сооружения, горная промышленность, жилищное строительство, сельское хозяйство, судостроение и транспортная инфраструктура.
Результатом исследования стала разработка актуального позиционирования, отражающего те изменения, которые происходили в организации, и учитывающие долгосрочную стратегию развития. Являясь своего рода энциклопедистом (ключевая метафора бренда), признанным экспертом в мире проектирования, Институт направляет коллективный интеллект - опыт, знания, таланты - в нужное русло и отвечает за окончательный результат. Лидерские амбиции организации подчёркивает брендлайн "Будущее создается первыми". И это будущее создаётся в связке с теми, кто уже завоевал первенство и готов поделиться со всеми результатами своего труда.
Фирменный стиль
Основная задача организации - управление масштабными проектами, под каждый из которых формируется уникальная команда экспертов-субподрядчиков, обладающих исключительной компетенцией в данной области. Проектный институт №1 получил более 100 патентов и наград, зарекомендовав себя в качестве надёжного и технологичного подрядчика. Такой подход позволяет говорить о Проектном институте № 1 как о матричном проектировщике - организации нового типа, аккумулирующей лучшие интеллектуальные ресурсы и экспертизу для реализации и управления проектами любой сложности. Именно графическое воплощение матрицы в виде сетки квадратов стало основой для дальнейшей разработки системы визуальных атрибутов бренда.
Корпоративный знак Проектного института №1 олицетворяет собой единство, устойчивость и симметрию, которая соединяет прошлое и будущее, проектирование и строительство, технологии и творчество. В его основе - четкие линии, словно нанесенные на чертежную доску. Причем пропорции строго выверены: 2/3 знака - это плотные линии (традиции и проектирование), тогда как 1/3 приходится на тонкие прямые (новаторство, творчество). Система построения фирменного стиля, который словно прорастает из знака, базируется на графических "примитивах": квадрат, круг, линия. Сдержанные благородные цвета (серый "металлик" и черный) дополняют устойчивый, серьезный характер стиля.
Результаты
"Мы были приятно удивлены последовательностью, с которой руководство института шаг за шагом внедряло результаты нашей работы в жизнь организации. Для этого требуются настойчивость и умение мыслить глобально, на перспективу, потому что большие перемены всегда встречают некоторое сопротивление внутренней и внешней среды. В случае Проектного института №1 ребрендинг был проведён оперативно и тщательно, что говорит о высоком уровне компетентности специалистов Проектного института №1", - отмечает Елена Роот, исполнительный директор Brandson Branding Agency.
За прошедшие годы институт уже не раз подтверждал свой статус передовой организации с мощным научным фундаментом, число его партнёров неуклонно расширяется, растёт количество выполненных проектов. Институт использует новейшие технологии проектирования. При выполнении проектной документации используется информационное моделирование зданий (building information modeling, BIM) - самый эффективный на сегодняшний день метод. Разработка единой графической информационной 3D-модели сооружения позволяет заказчику уже на фазе проектирования не только видеть будущий объект, но и выбирать и рассчитывать стоимость стройматерилов, оборудования и логистики, что снижает затраты на строительство на 10-12%. 16 мая 2016 года состоялось открытие архитектурной мастерской - нового структурного подразделения АО "Проектный институт №1". Расширяясь и осваивая новые области деятельности, в новой России организация продолжает играть ту же роль, которая была предназначена ей со времени основания, что раз за разом подтверждается в каждой детали имиджа Проектного института №1. Это пример по-настоящему стратегического подхода к брендингу, ставшему ключом к трансформации, превратившей старейший проектный институт страны в символ грядущих инноваций и движения в будущее.