Вчера вице-премьер Игорь Шувалов провел совещание по правилам размещения наружной рекламы, рассказали «Ведомостям» несколько участников встречи.
Шувалов обсуждал ГОСТ по наружной рекламе с представителями Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Минпромторга, Минстроя, Минтранса, ГИБДД, правительств Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, а также представителями рекламных компаний. Представитель аппарата вице-премьера это подтвердил,сообщают Ведомости.
Поводом для совещания стали письма мэра Москвы Сергея Собянина и губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой приостановить действие ГОСТа до создания технического регламента, отвечающего современным требованиям.
ГОСТ Р 52044-2003 («Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений») был принят в 2003 г. и сейчас его требования сильно устарели, неоднократно жаловались операторы наружной рекламы. К примеру, ГОСТ запрещает размещать наружную рекламу на расстоянии менее 5 м от края автомобильной дороги, а также предусматривает запрет на установку щитов формата 3 х 6 м ближе чем за 100 м от дорожного знака или светофора. «В пределах МКАД нет автомобильных дорог, где плотность расстановки знаков дорожного движения и светофоров составляла бы <...> более 100 м», – пишет Собянин.
Красивые виды
Исследования по влиянию наружной рекламы на дорожные аварии уже проводились в других странах и, к примеру, в США четкой закономерности исследователи не обнаружили, говорит гендиректор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин. Власти многих штатов действительно отказываются от наружной рекламы вдоль дорог, но прежде всего по эстетическим соображениям – чтобы не портить виды природы, указывает он.
Два года назад правительство столицы утвердило новую схему размещения рекламных конструкций, и, как теперь выясняется, более 90% этих конструкций не соответствуют ГОСТу (оценка департамента СМИ и рекламы Москвы). При составлении новой схемы столичные чиновники полагали, что ГОСТ носит рекомендательный характер, объяснял «Ведомостям» руководитель этого департамента Владимир Черников. Но в конце года ГИБДД начала массовые проверки конструкций, по результатам которых инспекция все чаще обращается в суд с требованием демонтировать конструкции, которые установлены в обход правил ГОСТа. Проверки начались также после аналогичного совещания у Шувалова, посвященного безопасности движения.
Если ГИБДД и дальше будет настаивать на безусловном соблюдении ГОСТа, Москва лишится практически всех конструкций, написал Собянин. Это солидные деньги как для самих операторов (в 2014 г. рынок наружной рекламы в Москве составил 40 млрд руб.), так и для города. В 2013–2023 гг. операторы обязались заплатить в городской бюджет 100 млрд руб.
Не все представители индустрии согласны с позицией правительства Москвы в плане необходимости отмены ГОСТа. Исполнительный секретарь отраслевого отделения по рекламе «Деловой России» Дмитрий Крючков, также присутствующий на совещании, считает, что несоблюдение ГОСТа приводит к большому числу дорожных аварий.
Впрочем, пока ожидания региональных чиновников, что правительство заморозит ГОСТ до создания регламента, не сбылись. По итогам совещания Шувалов поручил профильным ведомствам рассмотреть этот вопрос на «открытом правительстве» – в частности, изучить опыт Германии и Финляндии, говорит представитель вице-премьера. На совещании Шувалов подчеркнул, что при рассмотрении вопроса нужно в первую очередь учитывать безопасность граждан, говорит его представитель.
Черников все же надеется, что после совещания массовые проверки конструкций сотрудниками ГИБДД прекратятся. На совещании присутствовал начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Виктор Нилов, указывает чиновник: «Мы рассчитываем, что он услышал нашу позицию». Представитель ГИБДД не ответил на звонки «Ведомостей». Источник в МВД считает, что мнение органов власти будет учтено, правда, после внесения соответствующих изменений в законодательство.